• О "научить ребенка рисовать"

    Я не художника ращу, я учусь ее понимать и принимать

    Сообщение durida » Вс июл 07, 2013 3:01 pm

    Аня, Юля, Лена, спасибо за ваш разговор!

    Аня, я написала не о воспитании, а о рисовании. Если мы будем рассуждать обо всем, что касается радостей жизни и тут же предполагать, куда эти радости могут завести в своей необузданности - мы уйдем в дремучий лес, и никогда не сможем вынырнуть из темных прогнозов будущего, обесценивая и топча настоящее. Уход в крайности - для меня это нежелание или неспособность понять то, о чем говорит другой человек. Потому что так можно на корню запороть любой опыт и любую истину.

    Я написала о ребенкином творчестве. О рисовании в основном так, как я понимаю и вижу это на опыте трех-четырех летки. Этот опыт для меня ценнее, чем тот, который получала я. Схемы, готовые рецепты, порядок на рабочем месте (у меня это был вообще стульчик) - я в рамках, я всю жизнь в рамках, и мне хочется иногда плакать - потому что выходить из них не просто. А быть в них - душно. Если своему ребенку я не буду задавать вот этих рамок в его вот этом возрасте (повторюсь, рамок в рисовании)) - для его творческого выражения это будет ценнее. Я так чувствую, и вижу ну опыте. Я так вижу на детях, с которыми занимаюсь.

    Мне очень близко то, что говорит Лена. И то, что она говорит - оно на опыте видно. Плоды есть. Для меня это было открытием - другой взгляд на творчество, другой подход. В нем обнаружилось много ценностей. И это я узрела в свои-то после30лет.

    И еще немного, чтобы пояснить. Когда я говорю о "восторгаться" - это не значит восторгаться в крайней степени. Это значит - радостная реакция за открытия ребенка, но не равнодушие или корча бровей.

    Где вздумается и как вздумается - это тоже крайности. Это значит, я разрешу рисовать там, где считаю уместным, но ограничивать пространство его столиком - ограничивайте. Я не буду. Моя и папина территория - не для его игр, но моей территории в доме не так уж много, остальное - не пострадает. Смотрите проще на эти вещи.

    Мне кажется, лучше сразу поставить все на свои места, чтобы зря не надеялся. - лично для меня это страшно. Это все равно что я верю в Бога, а ко мне приходят и говорят - а его нет. Чтобы я зря не верила и не надеялась. Понимаете?

    Да, я согласна с тем, но сколько горя принесло миру наше извращенное представление о благе!

    И еще, так, лирическое отступление...
    У мужа есть сын от первого брака. И есть его мама, бабушка сыну. Она педагог в прошлом. Человек авторитарный, хотя и спокойный, рассудительный. Ее подход к воспитанию - это всегда прогнозы на будущее, как правило, в темном свете (ведь сын живет не правильно, внук тоже не понятно че да как). И когда внук садился перед экраном, и начинался разговор с бабушкой.. лично мне хотелось закрыть уши и не слышать то, как на плечи 10-летнего мальчика ложится вся тяжесть его будущего. Предсказанного уже сейчас его будущего... Мне-то не просто это слушать, а ему, вжимающему голову в свои плечи.. И вот человек растет, ему уже 14. Он всего, ВСЕГО боится. И интересов у него нет. Я не говорю, что это бабушкина вина, тут много чего может быть. Но когда он высказывается о том, что это делать не сможет, потому что это опасно, и чем это чревато.. я слышу голос его бабушки, свой свекрови.. Сына она воспитывала так же. Сын не любит родительский дом. У него плохие воспоминания о детстве как об ощущениях отсутствия любви, непринятия, мрачных прогнозах и постоянных обидах на то, что он не соответствует маминым представлениям. Сын редко звонит домой, приезжает тоже не часто. Ему трудно там находиться, потому что на плечи все время ложится какая-то невидимая тяжесть. Его стиль жизни там не принимают, потому что он не вписался в схему. Изначально. Даже если и был отличником, ходил в разные секции, все равно не "дотянул" до нормы ))))

    И дело тут совсем не в том, что если не авторитарный - то сразу вжжииииххх в конец другой палки - демократический. Не будем про всея свободу, всераспущенность и вседозволенность. Есть то, что называется золотой серединой. Ее надо учиться находить. У нас есть в истории потрясающие педагоги, они могут подсказать, Сухомлинский, Корчак и другие.. Их уже нет. Но есть их продолжатели, например, заслуженный педагог Шалва Амонашвили. Его лекции, встречи с ним. Для меня поддержка в вопросах воспитания, ориентир - у них. Это не о рисовании, это в целом, то что вы затронули.

    Я так считаю. И это я говорю не в спор, но в рассуждение.
    Я Оля, http://durida.livejournal.com/ - мой жужу
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100002302928190 - фб
    дочке Аринке пятый год, а Марусечкке первый
    Аватара пользователя
    durida

     
    Сообщения: 1257
    Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 4:24 pm
    Откуда: Москва, Подмосковье

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение durida » Вс июл 07, 2013 3:38 pm

    Юлия Ремпель писал(а):Очень интересно Осорина рассказывала, как можно видеть переход фризовой композиции у детей в обратную перспективу. Включенность в мир, в жизнь. И когда в 1 классе детей начинают в школе учить рисовать в прямой перспективе, они быстренька запоминают схему - дорогу рисуют так. Дом так. А обратная перспектива, которая присуща этому возрасту прет изнутри:) И все время показывает себя.

    А как только ребенок входит в подростковую стадию, становится больше наблюдателем за миров этих взрослых, тут обратная перспектива сама выходит на первый план, ей даже и учить не нужно. Я смотрю на все со стороны.


    Это очень интересно и познавательно, Юля, спасибо!!!! Я немного об этом читала, но чтобы прямо вникнуть и увидеть это в работах детей - еще только на стадии понимания.
    Я Оля, http://durida.livejournal.com/ - мой жужу
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100002302928190 - фб
    дочке Аринке пятый год, а Марусечкке первый
    Аватара пользователя
    durida

     
    Сообщения: 1257
    Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 4:24 pm
    Откуда: Москва, Подмосковье

    Творчество. Не делать из мухи слона?

    Сообщение durida » Вс июл 07, 2013 4:05 pm

    Недавно наблюдала этот случай, и после него сразу же записала, чтобы не забыть.. запал в душу, как говорится. Решила поделиться здесь, раз уж по теме :)

    Не делать из мухи слона? Я буду делать. Просто потому, что наши общие представления о мухах и слонах весьма условны. Особенно, когда это касается творческого самовыражения. Тем более детского.

    Моя сестра посетовала, что сын о четырех годах совсем не имеет склонности к рисованию, не умеет, не желает.

    Вот посмотрите на этот рисунок. В общем-то, обычная рисовальная муха, мелочь, ничего существенного. А то и вовсе может прозвучать мнение: ерунда какая-то, каляка-маляка-выбросьте.

    Изображение
    http://fotki.yandex.ru/users/olgakultenko/view/573145/

    Как было на самом деле
    А история такая, сели мы рисовать. Точнее, дети сели. Ярик начал хоть с чего-то, например, с солнца. С того, что знакомо. Когда не знаешь, что рисовать, лучше начать с чего-то близкого тебе. Детям так проще. Я же сидела рядом и читала, между делом входя в подталкивающий ненавязчивый диалог.. Получилось несколько солнц. А под ними потекло желтое море. А дальше - все, картинка вроде закончена. Но ведь в ней явно чего-то не хватало.

    Говорю Ярику:
    - Может, по воде плывет большой корабль, помнишь, по которому вы вчера лазали?
    Чувствую, не до корабля, а хочется ему вышку в море поставить.
    - Ну ставь, - говорю.
    - Да ее не видно, она маленькая..
    - Ну хоть кончик-то виден?
    - Нет, совсем под водой (как будто боится рисовать).
    - Ярик, ну как же, море, оно такое большое и вдоль (показываю руками), а вышка - она вверх стремится, как стрела.
    - Ну ладно..
    И нарисовал большую вышку. Дальше дети стали обсуждать, кто в ней живет, кот или собака. Но кто бы ни жил, в темноте ему тоскливо.
    - Может, окошко? - cпрашиваю.
    Закрашивает всю вышку:
    - Нет, это огромная дверь.

    А потом.. из двери вышел Ярик, папа. Папа большой большой рос, и вырос.
    - А Бог все равно больше и выше, он туда уходит..
    Видимо, за край листа. Потом в это все оранжевое добавлялись еще родственники. Ничего, что простыми вытянутостями. Между ними Ярик рисовал мостики, потому что связь должна быть. Рисовал, как все растут, кто больше, кто меньше. А про Бога мне больше всего запомнилось ))) Потом дорисовал и подарил тете.

    Вот и весь рассказ, со стороны - большое оранжевое бесформенное. А на самом деле, на том самом деле, которое правдивее и вернее всего - целая история про родных. Самое интересное, спустя месяц Ярик по этому рисунку перескажет эту же самую историю.

    Что важнее?
    Пресловутая похожесть образов или история, переживаемая ребенком во время рисования?

    Взрослые страхи (думаю, их еще больше))
    Да, нам всем свойственно воспитывать отчасти из страха. И в данной теме выявляются такие страхи:

    - он так и привыкнет рисовать ерундень
    (но почему мы так склонны заскакивать далеко вперед и делать такие точные прогнозы?)

    - ТАК он никогда не научится рисовать нормально
    (хотя норма весьма относительна, возьмите работы Кандинского, заметьте, уже взрослого)

    - другие дети уже преуспели в художествах, а мой еще нет
    (хотя другие дети так же могут, в отличие от вашего ребенка, не преуспевать в чем-то другом)

    - правильно рисовать - рисовать то, что похоже на действительность
    (хочется в ответ спросить - вы часто в действительности встречаете материальные воплощения
    чувств, эмоций, переживаний?)

    Важные мелочи
    Мне думается, в этом деле важно делать из мухи слона - уделять внимание "мелочам", которые переживает маленький человек. Ведь по мере ребенкиного роста мы так привыкаем к общим глобальным достижениям, что незначительное игнорируем. А ведь как раз на языке "незначительности", полунамекности с нами разговаривают затаенные чувства.. Мы так привыкаем к вершинам, что ступени на пути к ней нас перестают удовлетворять, и вот мы ходим вечно недовольные собственными мелкими успехами, грезя о большом заоблочном, а глубина-то вот она, рядом.

    И еще немного
    Зритель со стороны, не наблюдавший процесс, не сможет вынести никакого объективного суждения об этой картинке, даже если это супер мега арт-терапевт или психолог. Поэтому, верьте своему ребенку, верьте себе.
    Я Оля, http://durida.livejournal.com/ - мой жужу
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100002302928190 - фб
    дочке Аринке пятый год, а Марусечкке первый
    Аватара пользователя
    durida

     
    Сообщения: 1257
    Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 4:24 pm
    Откуда: Москва, Подмосковье

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Alanna » Чт июл 18, 2013 5:32 pm

    durida писал(а):
    Путаница в понятиях
    Действительно, как? Сам вопрос задается не верно. Что значит - как научить? Поддержать интерес можно, а научить.. Научить можно играть на скрипке, музыку писать - уже сложнее. Но мы все же подразумеваем под рисованием больше, нежели ремесло. Или нет? Мне лично кажется, что сами родители немного путают. Они действительно искренне хотят, чтобы ребенок развивался в рисовании и был творческим, но путают подход. Считая, что уметь рисовать - это уметь рисовать конкретные вещи. Петуха, человека, натюрморт, портрет.

    И еще, если вы не согласны или есть что добавить, буду рада услышать и поговорить.


    Здравствуйте, Ольга. Очень понравилась статья. Она меня побудила вспомнить свои годы работы в детском саду педагогом по изодеятельности (моя первая специальность после окончания педагогического колледжа). Пишу "педагог по изодеятельности" и чувствую себя смущенной.
    Согласна с вами, что некоторые родители, даже те, чьим деткам всего 3 года считают, что "уметь рисовать - это уметь рисовать конкретные вещи" (на моем опыте таких было большинство). А что делали малыши (не все) на моих занятиях? Играли в цвет - мазали; пачкали; изучали свойства красок; кто-то плакал от того,что испачкался; черкали, некоторые каким-то образом умудрялись что-то нарисовать. Одним словом, вели себя как самые нормальные дети. В результате на листах либо ничего не было, либо что-то все-таки появлялось. Когда меня спрашивали родители о том, почему их Петя ничего не нарисовал, а у Наташи есть деревце, я честно говорила взрослым, что Петя познал чувство красного или синего (в зависимости от цвета, который был на листе или на его рубашке). Родители не понимали (некоторые ругались, что теперь не отстирать цвет). Когда я интересовалась, есть ли у ребенка краски, что рисуют и т.д. Мне отвечали: "А садик на что? Он нам все в доме пачкает". И что получается: в групповой комнате воспитатели не дают гуашь (потому что пачкают, но в лучшем случае предлагали детям карандаши, мелки, фломастеры), в доме тоже нельзя...А у меня занятиях детвора была раз в неделю, по 15 минут (длительность занятий регламентирована). Таким образом, малышня (та,что не получает красок) на моих "занятиях" познавала свойства красок. Тогда я поняла, что нужно много говорить с родителями, воспитателями и "пробивать стену непонимания". Работать со взрослыми.В некоторых случаях был прогресс (но мало).

    И еще немного про "обучение" рисованию в саду. Программу-то никто не отменял. И если было обучающее занятие, то была и цель, и задачи обучения (про творчество там тоже есть). И когда приходил методист с проверкой ко мне на занятие, а у меня из 10 малышей, только у двоих на листах что-то похожее на дерево, а у остальных - познание чувства цвета, мой результат оценивался не очень (и творчества методист не замечал). Я уверена, что и сейчас те, кто работают в саду (а это все-таки система), очень "загнаны под результат", к тому же еще есть "всякие конкурсы", где тоже важен результат. А сам процесс творчества, эксперимента, открытий ребенком - часто остается на словах и бумаге.
    Читала статью и вспоминала свою малышню. Спасибо!
    Аватара пользователя
    Alanna

     
    Сообщения: 1222
    Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 4:22 pm
    Откуда: Россия, Самара

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение durida » Чт июл 18, 2013 6:42 pm

    Эх... читаю слова и так грустно.. Хотя понимаю, что поводов для настоящей грусти в жизни гораздо больше, а пробелы с детским творчеством - вроде не такие уж большие на фоне других жизненных проблем. Но все равно внутри протест. Да, хочется об этом говорить, поднимать эту тему.
    Я сейчас закончила занятия, и скорее всего минимум на год, но минусы своего дела уже понимаю, и один из них - не бояться собирать родительские встречи, прямо обязательно, и рассказывать все это. Понятно что, против методики и педагогов не попрешь, но значит дополнительное образование пусть компенсирует школьное хоть в какой-то степени, и воспитание родителей (правда, меня бы кто повоспитывал, а сама туда же ))))

    Сейчас скопирую свою записку про одного методиста. И ведь она методист, и преподаватель в художке. Таких бы больше!

    Недавно общалась с женщиной, педагогом изобразительного искусства с большим стажем. Она пришла на мое занятие, и мы с ней проговорили между делом часа полтора. Она сказала мне такую, скорее грустную фразу, лучше бы совсем не учили детей рисовать, чем так, как сейчас учат рисовать в дошкольных (даже частных) и школьных классах.. Еще она говорила о том, как им долго потом приходится бодаться с шаблонами, про которые Лена тоже говорит - домик, цветочек, солнышко, звездочки

    Спасибо за ваш ответ, который исходит из постоянной практики, что ценно. О каких-то вещах вновь задумалась... Можно я его скопирую в свой жж?, а то родители-друзья читают, задают вопросы. Прямо вот по такому живому опыту педагога прочитать - сразу есть над чем задуматься.

    ps: сегодня рисовала сидела, причем быстро, и мама.. да, я ее люблю, но она хоть и рада моим таким всплескам, но мое творчество всегда идет по шкале ниже других дел (еда, режим, уборка).. И я заканчиваю рисовать, вся еще в "теме", а она говорит, "давай же уже обедать, на стол накрывать, остывает, мужчин кормить надо". Я понимаю это, но мне ровным счетом все равно "про еду", я еще в творческом вихре, и я прекрасно понимаю, что все это подождет минут 15 точно.. Она просто в гостях, но я вспоминаю свое детство и художку.. и понимаю, что оно так же всегда было. То есть как бы родители приветствовали и поощряли, но никогда не было деликатного отношения - человек творит, не трогайте человека. Хоть он не ел, хоть спать не собирается, хоть в его столе и шкафу пока наводить порядок. Все это будет, но дайте человеку закончить с творческим порывом, ведь он не частый гость, беречь надо... Я это никоим образом не в осуждение, проблемы нет, да, и мама замечательная... Но внутри у меня живет как будто запрет на быть собой, не ценить свое вдохновение, не оберегать его, а как бы стесняться, считать блажью, делать украдкой.. или не делать, ведь это не главное, куда главнее дела "настоящие" делать :)))))
    Я Оля, http://durida.livejournal.com/ - мой жужу
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100002302928190 - фб
    дочке Аринке пятый год, а Марусечкке первый
    Аватара пользователя
    durida

     
    Сообщения: 1257
    Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 4:24 pm
    Откуда: Москва, Подмосковье

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Alanna » Чт июл 18, 2013 8:38 pm

    durida писал(а):Спасибо за ваш ответ, который исходит из постоянной практики, что ценно. О каких-то вещах вновь задумалась... Можно я его скопирую в свой жж?, а то родители-друзья читают, задают вопросы. Прямо вот по такому живому опыту педагога прочитать - сразу есть над чем задуматься.


    Конечно, копируйте.
    Аватара пользователя
    Alanna

     
    Сообщения: 1222
    Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 4:22 pm
    Откуда: Россия, Самара

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение durida » Чт июл 18, 2013 8:54 pm

    Спасибо, Alanna! )))))))))))))))
    Я Оля, http://durida.livejournal.com/ - мой жужу
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100002302928190 - фб
    дочке Аринке пятый год, а Марусечкке первый
    Аватара пользователя
    durida

     
    Сообщения: 1257
    Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 4:24 pm
    Откуда: Москва, Подмосковье

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Olga_M » Пт авг 09, 2013 10:09 pm

    Ольга, я с большим удовольствием прочитала твои сообщения в этой теме. И, наконец, в моей голове что-то по этой теме систематизировалось. Я знала, как не надо, а вот как надо? Мое представление на сто, двести процентов совпадает с тем, что ты пишешь. Я не знаю, правильное оно или неправильное. Но теперь я знаю, что я так думаю не одна ))
    Аватара пользователя
    Olga_M

     
    Сообщения: 1249
    Зарегистрирован: Вт фев 14, 2012 7:05 pm
    Откуда: Екатеринбург

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение durida » Сб авг 10, 2013 8:11 am

    Это Лена виновата ))) я из-за ее книг про Освободите слона и Как вылепить отфыркивание стала задумываться. Потом стала с детьми рисовать и наблюдать (надеюсь, после декрета продолжу), ну и самое показательное - наблюдаю, как дочка рисует. И сопоставляю со своим детским опытом. И вроде я нащупываю как надо (мыслями и словами одно, но важен опыт), и как не надо тоже, но хочется и дальше понимать, наблюдать, сопоставлять, набираться уверенности, чтобы мочь донести до тех же родителей.
    Я Оля, http://durida.livejournal.com/ - мой жужу
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100002302928190 - фб
    дочке Аринке пятый год, а Марусечкке первый
    Аватара пользователя
    durida

     
    Сообщения: 1257
    Зарегистрирован: Ср сен 07, 2011 4:24 pm
    Откуда: Москва, Подмосковье

    Re: О "научить ребенка рисовать"

    Сообщение Фотиния » Чт сен 19, 2013 12:15 pm

    Ох,как это интересно... такие дискуссии у меня часто со взрослыми стулдентами, давно работающими в школе (начальной), да и в дет сада тоже. Действование по образцу, схеме, ЗУНы, полное подчинение и ни коем случае не вылазить за "рамки", как листа, так и программы... Эти дискуссии всплывают каждый год...
    Можно немного порассуждать на эту тему???? Если мы говорим о детском творчестве, о развитии его самовыражения, тогда можно определить методы развития того самого творчесского самовыражения... Причем мы може это только предположить...немного предугадать и создать ту самую развивающую , культурную среду для ребенка, в которой он может воплотиться, как с Вашей помощью, так и помощью свыше. Итак...методы

    I Метод - экспериментирование с материалом
    Метод - экспериментирование с материалом, импровизация (развитие средств самовыражения: визуально-чувственного, временно-пространственного, интонационно-ритмического), относящийся к первому этапу раскрытия творческого самовыражения ребенка средствами искусства
    Данный этап глубоко творческий процесс приобретения ребенком его собственного, неповторимого, личностно окрашенного опыта действий с этим материалом, всеми доступными ему способами. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами искусства (цвет, жест, интонация, различные характеристики звука, слова). Он не может перейти к обучению рисованию, не пройдя этого этапа. Открыв и освоив для себя новый материал и способ манипулирования с ним, ребенок начинает применять его при свободном рисовании, будучи увлечен уже не собственно этим способом, а предметным или сюжетным содержанием изображения и стараниями передать его как можно яснее и лучше. На данном этапе работы не ставится задач, связанных с развитием чисто изобразительных навыков. В группах должны быть созданы условия для изобразительной деятельности (различные виды красок, кистей, бумаги, пластилина, подручных материалов и др.), должно поощряться экспериментирование. Вначале дети манипулируют материалами, исследуют их свойства и возможности без предварительного замысла – что получится. Это – самоценная для ребенка, творческая исследовательская деятельность. В то же время, в группе должна быть организована интересная для детей, содержательная жизнь, богатая событиями. Таким образом, дети все время спровоцированы на попытки отразить в изо-деятельности свои впечатления и переживания. Такое рисование - прекрасный способ снятия напряжения и тренировки сосредоточения. Оно имеет существенное психогигиеническое воздействие на большинство детей. Суть данного в том, что когда в изобразительную деятельность вовлекается возбудимый, расторможенный или, наоборот, излишне зажатый ребенок, то она приобретает свойства естественного психокоррекционного средства. Дети, погрузившись в стихию красок (цветовых пятен, линий, контуров…), как бы спускаются вниз по возрастной шкале и очень быстро начинают заново проходить тот путь, который они в свое время прошли, но недостаточно реализовали каждый его этап.
    Педагогу на данном этапе необходимо развивать у детей эмоциональную отзывчивость на живопись, музыку и соотносить произведения разных видов искусств между собой.
    Методики
    • игры и упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами и имеющие целью общую активизацию и развитие сенсомоторных навыков детей; экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Типичным для этого типа заданий является рисование пальцами, манипулирование пластилином (рисование пластилином по стеклу или пластику), экспериментирование с цветом, наложение цветовых пятен друг на друга, монотипия и т.д.
    • задания на нахождение выразительного решения без изображения реального предмета – образно-символическое рисование (создание на листе гармоничного цветового пространства; "Мои любимые цвета"; "Мое настроение"; "Здесь живет грусть, радость, добро, зло".) При этом задачи данных заданий оформлялись на колористическом, музыкально-интонационном и словесном материале. Выполнение данных работ позволит нам определить эмоционально-эстетическую позицию детей и их способность к экспериментально-исследовательской деятельности, то есть определить перспективы их дальнейшего творческого самовыражения.
    • упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции. Предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.д.).
    Освоение данного этапа технологии означает, что рассмотренный способ изобразительной деятельности действительно стал принадлежать лично ребенку, стал его собственной возможностью, его инструментом личностно-значимой деятельностью.

    II. Метод присвоение и перевоплощение конкретного способа действия в средство индивидуальной выразительности, относящийся ко второму этапу раскрытия творческого самовыражения ребенка средствами искусства.
    На данном этапе происходит развитие у ребенка конкретного способа действия (овладение способом художественного выражения). Наигравшись с материалами и исследовав их возможности, ребенок овладевает конкретными способами действия. У ребенка начинают возникать замыслы, порожденные теми возможностями материала, которые ребенок уже освоил, и теми впечатлениями, которые, помимо рисования, наполняют его жизнь. Происходит выстраивание заново, воссоздание в ходе индивидуального развития ребенка способов деятельности, закрепленных в культуре. Некоторые из них могут быть изобретенными тем или другим ребенком лично. При этом более динамично начинает проявлять себя исследовательская активность (креативность исследовательской деятельности), где предметом этой деятельности (инструментом) выступают изобразительные свойства материала. На второй стадии предмет овладения превращается в средство индивидуальной выразительности, происходит выделение тех материалов и способов действия, которые предпочтительней для ребенка в соответствии с его общекультурным смыслом, а затем выделение этого смысла как актуального для ребенка и превращение в его личную возможность, способность, инструмент.
    Методики
    • предметно-тематические. Рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т.д. А также общие темы и упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания;
    • упражнения и темы, позволяющие изучать отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушения поведения с последующей сотворческой работой с семьей. Можно рекомендовать различные варианты упражнения «игровые семейные от ношения». Например: используя методы проективного рисования «Моя семья», «Герб семьи»; песочной терапии (песок и миниатюрные фигурки людей и животных, ребенок изображает семейные сцены и сочиняет истории на данную тему; ребенок рисует и вырезает из бумаги фигурки людей и животных, которые затем использует для сочинения и игрового исполнения историй) и куклотерапии (ребенок лепит фигурку из пластилина или теста, а потом рассказывает, что она делает или говорит; используя набор кукол, ребенок изображает какую-нибудь семейную ситуацию и описывает чувства персонажей), а также тематическое рисование «Папа и мама»; «Бабушка и дедушка»; «Мои родные»; «Дома праздник». В этом цикле можно рассмотреть и традиции семьи, её корни, правила этикета, которые закладываются в большей степени именно в семье, но которые, к сожалению, сегодня часто отсутствуют. При желании цикл можно расширить за счёт внеклассной работы (подготовка к «Празднику семьи», который может быть проведён в детском саду с привлечением родителей и людей старшего поколения).
    • коллективно-творческое рисование. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений.
    -
    III. Метод актуализации процесса творческого самовыражения, относящийся к третьему этапу раскрытия творческого самовыражения ребенка средствами искусства.

    На данной стадии ребенок использует полученное знание или умение в своих собственных, не отчужденных для него, а лично актуальных целях, делает новое средство инструментом своей собственной творческой деятельности. В этом акте сливаются и эмоционально-чувственные впечатления и переживания, полученные в результате увиденного и услышанного, и опыт художественно-творческой деятельности, полученный ранее, и тот неповторимый миг "изобретения нового выражения" для передачи своих мыслей и чувств, который собственно и характеризует творчество. Процесс этот по сути спонтанный, незамедлительный, "неоттягиваемый" во времени и он, безусловно, должен иметь выход на занятии.
    Методики
    • изобразительная работа на основе направленной визуализации или материала сновидений. Например, после проведения направленной визуализации на тему путешествие на ковре-самолете. Каждый изображает наиболее яркие впечатления от путешествия, которые затем обсуждаются;
    • интегративные техники, предполагающие сочетание изобразительной деятельности с другими формами творческого самовыражения — с прослушиванием музыки, чтением стихов, представление ролей и т. д.;

    Следует напомнить, что три перечисленных этапа процесса обучения не сменяют друг друга механически. В условиях сложной, многомерной и многосмысловой неотчужденной детской деятельности одни ее компоненты и стороны могут находиться на стадии погружения, другие в стадии отработки способа, а третьи, в стадии использования в качестве уже присвоенного полноценного средства. В осуществлении такой сложной, многомерной деятельности могут возникать все новые и новые аспекты самовыражения, рассмотренных в динамике.
    Фотиния

     
    Сообщения: 194
    Зарегистрирован: Чт сен 20, 2012 3:12 pm
    Откуда: Ростов-на-Дону

    Пред.След.

    Вернуться в О чем говорят детские рисунки



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4