• Елена Макарова. Детская логика

    Елена Макарова. Детская логика

    Сообщение Елена Макарова » Вт мар 01, 2011 1:05 pm

    Детская логика

    Говорим о том, что такое дом. Поначалу ответы простые: дом – это где живут, спят, работают. А дальше:

    – Дом для мыслей – это голова, дом для столов – столовая, дом для еды – холодильник.

    Быстрый переход от реальных признаков к метафоре.

    Дети не боятся сослагательного наклонения. «Если бы да кабы», которых не переносит взрослое ухо, – это их реальное смысловое пространство. Они не испытывают страха перед будущим, им весело смотреть вперед, меняя в воображении положения предметов:

    Если бы медведь был машиной,

    Если бы волк был антенной,

    Гуляла бы антенна в лесу,

    А волк бы на нашей медвежьей машине

    Ловил бы лису.

    Катя М. 7 лет


    У детей метафорическое мышление, они свободно сочетают далекие по смыслу предметы и идеи, награждают предметы несвойственными им функциями.

    «Воробьи едят-едят и становятся голубями, как толстый человек».

    «У козлика ведь есть рога. Я слеплю ему рога. Как же без рогов? Без рогов он как обычный человек без хвоста».

    Мальчик вылепил фею синей. И тотчас нашел этому объяснение:

    – У меня эта фея синяя, потому что она пьет не воду, а чернила.

    Другой мальчик нарисовал корпус телефона, а трубку вылепил и положил на нарисованный корпус. Почему он так сделал? Предположение: трубка подвижная, с ней он постоянно контактирует: берет в руку, подносит к уху, говорит в нее, а корпус телефона стоит на месте. Вот он и нарисовал его, для простоты дела.

    Еще один мальчик в детском саду оцарапал вилкой переносицу. Воспитательница заклеила ранку пластырем. Мальчик нарисовал на пластыре третий глаз. Теперь у него три глаза. И всеми он видит. Воспитательница повела мальчика смывать «грязь». Мальчик рыдал. Воспитательница уговаривала: «Больно не будет». Но мальчик рыдал не от боли, а оттого, что смывают третий глаз. От утраты волшебного зрения.

    Тот же мальчик любил рисовать на стенах. Дома ему разрешали. И учитель в студии разрешал. На урок пришел директор и отругал мальчика вместе с учителем. Когда директор покинул класс, мальчик нарисовал директора на полу мелом. Учитель поинтересовался, почему мальчик не сделал это на той же стене, ведь он, учитель, ему все равно не запрещает. А потому, оказывается, что директор им в классе не нужен. Пусть уходит. Значит, стена – это для него символ присутствия, а пол – ухода, удаления.

    Девочка рисует слона. Приговаривает: «Вот он идет, идет, идет. Дайте еще лист». На втором листе снова рисует слона: «А он все идет и идет». Так было нарисовано подряд шесть слонов, представляющих из себя одного и того же, который все идет и идет.

    Со старшей группой лепим носорога. Как придать форму слову, состоящему из двух слов? Ясно, что за словом закреплен вполне определенный образ, но дети, в первую очередь, реагируют на слово. Лепят нос, лепят рог, и пытаются приделать их к пластилиновому комку. На эту тему семилетняя Люся вот что сочинила:

    «Я спросил у носорога

    Очень вежливо, но строго:

    – Ты, любезный носорог,

    Нос имеешь или рог?

    Улыбнулся носорог

    И немножко мне помог:

    – Если я имел бы нос,

    Я бы звался НОСОНОС.

    Ну а если только рог,

    Я бы звался РОГОРОГ.

    Ну а коль я НОСОРОГ

    Дальше думай сам, дружок!»

    Слепить носорога Люся не смогла, но зато преуспела в словотворчестве.

    Вова, бритоголовый четырехлетний концептуалист с чубчиком на макушке, на все вопросы отвечает быстро и четко.

    Лепим птицу. Вова прихлопнул кусочек пластилина ладошкой и сидит.

    – Что это? – спрашиваю.

    – Гнездо. Птица пока еще не вылупилась.

    – Это немецкий птенец. – Показывает он всем бесформенную лепешку. – А узнайте эту птицу!

    – Таких птиц не бывает, – отвечают дети резонно.

    – Это американская птица, – парирует Вова. – У нас такие не водятся. И еще одна американская птица, – бормочет он, разглядывая кусок пластилина.

    Я предлагаю Вове поставить «лепешку-птицу» на подставку. Может, думаю, он таким образом поймет, как выйти из «лепешечного» пространства в трехмерное.

    – Нет, – отказывается наотрез. – Мои птицы летают. – С этими словами он одним ударом припечатывает к доске немецких птенцов и американских птиц.

    – Ты с мотором? – спрашивает он у доски с расплющенными на ней птенцами. – Да, – отвечает доска, – я с мотором. Ну и я с мотором. Полетели!

    Психологи исследуют возникновение образа в созна¬нии ребенка. А вот бы узнать, куда все исчезает, когда на смену метафорическому мышлению приходит детер¬минированное. Как нами утрачивается «детскость»?
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Вернуться в Лена Макарова - рассуждансы



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

    cron