• Елена Макарова. О работе с детьми и взрослыми.

    Елена Макарова. О работе с детьми и взрослыми.

    Сообщение Елена Макарова » Пн фев 21, 2011 2:59 pm

    Разговор о том, почему преподающий детям обязательно должен заниматься творчеством, начался вечером, когда мы с Ассолью спускались из больницы по лестницам к нашему дому. Это касалось девушек, которые стали заниматься с детьми, но забросили заниматься сами.
    Почему же я так думаю?
    Объясню.
    Когда сам что-то создаешь, ты находишься в материале. Всякое создание – это преодоление формой содержания. Стало быть, ты ищешь форму той идее, которую ты хочешь выразить в чем угодно – в стихе, здании, картине, рассказе и т.д.). В этом процессе ты сталкиваешься с сопротивлением материала, или, напротив, тебе подвернулась удача, и он пошел к тебе в руки, - в любом случае, ты ангажирован. В таком состоянии ты попадаешь к детям, которые в нем постоянно находятся, это те процессы, которые им знакомы, они им родные. Тебе не надо играть всезнающего взрослого, ты просто продолжаешь жить в том же поисковом поле. Иногда вдруг понимаешь, в чем у тебя самого загвоздка.
    Человек в творческом процессе совершеннейший ребенок, он раним, он не уверен в себе. Училка, или опытный педагог, уверенны в себе, они знают, как делаются вещи, творческий человек, сколь опытным бы он ни был, все начинает с нуля, каждую работу. Если он честный и не плодит шаблоны. Ведь творчество – это одинокое плавание и при условии мастерства. Ведь ты делаешь что-то свое, ты на этом свете человек новый.
    Педагогам свойственная целенаправленность, иначе как вырастить людей разных профессий!
    Творчество – это работа на результат, результат все равно будет, ведь в наших руках инструменты, с помощью которых мы запечатлеваем наши идеи. Тот, кто не занимается сам, обязательно съедет на старые рельсы – накапливая опыт работы с детьми, он будет обнаруживать разные типы, повторять удачные приемы и т.д. Цельность человека или педагога как таковая – это не цель и не вектор, который в цель направлен. Это такое расширение сознания, при котором ты можешь допустить, что твой ученик делает все не так, как тебе бы хотелось, что его представление о гармонии чудовищно, не укладывается в общепринятые рамки, и при этом ждать чуда, а не учить его по-своему (общепринятому) видеть мир. Кто бы взялся учить маленького Хлебникова? А маленького Платонова? Ведь мы не знаем, какие взрослые готовятся в них.
    Когда мы сами что-то творим, мы тоже не знаем, что выйдет, мы находимся во вдохновенном состоянии, и иногда оно находит неожиданную форму, а иногда и нет. Так и у детей.
    Когда я начала работать с детьми, я писала рассказы и повести. Теперь, работая с вами, я делаю выставки, фильмы, пишу книги, и вам передается в первую очередь именно этот импульс – импульс вдохновения, творчества. Я с вами наравне, а то, что у меня есть опыт и знания, это важно, но не до такой степени, как творческий импульс.
    Потому я и считаю, что тем, кто ведет группы, необходимо заниматься своим собственным творчеством.

    Дети находятся в неустанном творческом процессе, они наблюдают мир и изобретают свой, от неологизмов до логизмов. Они мыслят необычно, часто парадоксально. Вот свежий пример.
    Мы идем по дороге с Лизой и ее двоюродным братом Амитаем. Обоим 3 года. Дорога каменистая, то есть одни сплошные камни. Мы находим что-то, что похоже на что-то, выясняем на что, и откладываем в сторону, чтобы на обратной дороге всех вспомнить, кто кем был и где положен. Лиза нашла камень, говорит: "лёд". Положили камень на макушку большого пористого камня. Солнце жарит. Я говорю: "Да, пока мы вернемся, лед растает…". Лиза на это: "Хорошо, муравьи воды напьются". Значит, для нее это уже точно не камень, а лёд, а лёд, как известно, тает. Но откуда взялись муравьи?
    Около дома стоит огромный камень с изъязвленной поверхностью, в нем невероятных форм углубления, из которых торчат то зеленые веточки, то цветочки, то еще что-то растущее. Там живут муравьи. Мы с Лизой как-то решали, где у них спальная, где уборная, где библиотека. И она это запомнила. Говоря о "льде", в памяти возникла ассоциация с той беседой, отсюда и муравьи. Это еще и наша с ней метафорическая свобода.
    Значит, метафоры детские объяснить иногда можно, но не всегда, или очень редко, да и то находясь с ребенком в постоянном общении (я говорю не о количестве времени, а о его наполненности внутренними событиями).

    Ну ладно, хватит.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова отвечает на вопросы

    Сообщение Елена Макарова » Пн фев 21, 2011 3:01 pm

    Еще нашла ответы на вопросы для чешского журнала

    Что можно вычитать в детских рисунках?

    Детский рисунок – это своего рода паспорт ребенка. По нему можно увидеть и его настоящее состояние, и образ мыслей, и направленность ума. К сожалению, множество психологов без специального художественного образования и, что еще хуже, без интуиции, берутся за анализ детских работ, и могут напугать и дезориентировать родителей. Например, ребенок часто рисует черным, поскольку черный сразу виден, а малышам нужен немедленный эффект. Такой психолог может сказать родителям, что, исходя их рисунка, их ребенок находится в тяжелом душевном состоянии. С такими казусами я сталкиваюсь постоянно.

    Какая главная ошибка родитетей?

    Родители хотят научить детей, тогда как им самим есть чему у детей поучиться.
    В этом проблема. У взрослых есть застывшие представления, которые с появлением ребенка начинают вызывать сомнение. Но сомневаться некогда, а думать, как мы знаем, вредно, поэтому родители пытаются, с одной стороны, привить ребенку свои собственные навыки, от которых они тоже сначала страдали, а потом смирились. По мне, лучше не мешать, если не знаешь, чем помочь. Во всяком случае, лет до пяти бездумное вмешательство в личную жизнь ребенка, в его процесс постижения мира своим особым способом, может породить в ребенке неуверенность, агрессию и подавить те способности, которые ему хотелось бы проявить.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Пн фев 21, 2011 4:34 pm

    2. Я – это я

    Со взрослыми я впервые начала заниматься в Израильском музее. Это были, правда, весьма специфические взрослые, умственно отсталые и душевно больные. Они были не способны осмыслить никакой опыт, и этим отличались он нас, автоматически причисленных к категории нормальных.
    Какими бы мы ни были – мы плачем, когда нам больно, смеемся, когда смешно, грустим, когда грустно. Однако бывает, мы вдруг мрачнеем, когда все веселятся, слезы не пророним, если больно и т. д., – то есть ведем себя не согласно чувствам. Почему? К счастью, я не психолог по образованию, и с меня никто не требует дефиниций. Понятно, что всему можно найти причину.
    Терапия искусством не устраняет причин, но своим воздействием на иррациональное, помогает справиться с теми глубинными явлениями, которые не формулируются в словах. Искусство выявляет состояние души. Невыразимые состояния находят разрешение в красках и формах. Творчество высвобождает из-под спуда не только грусть и печаль, она дает выход радости. Радости бытия, радости быть тем, кто ты есть.

    Моим больным ученикам нравилось рисовать и лепить вместе, нравилось повторять то, что у них наверняка получается, нравилось, когда их за это хвалят, нравилось пить на переменке чай с печеньями, нравилось устраивать спектакли по праздникам. Их любовь была безграничной – почти все хотели на мне жениться, и мужчины и женщины, каждый норовил меня поцеловать или обнять, а объятия у них очень крепкие. Так же бурно они расстраивались, если что-то у них не выходило. Обижались, если не оказывалось под рукой того, что им в этот момент нужно, плакали, если не скатывался шарик…

    Однажды двадцатилетний олигофрен Дуду спросил у меня: "Ты постриглась"? Я поймала его взгляд – он смотрел мне в бок, где обычно была прицеплена "визитка" израильского музея – фотография с именем. На этой фотографии у меня были длинные волосы. Я сказала "да". Он спросил, зачем ты это носишь. Я сказала, чтобы знать, что я это я. Он подпрыгнул на месте, замахал руками. "Я тоже хочу знать, что я – это я".
    Я предложила ему нарисовать себя, принесла из учительской пластмассовые рамки для "визиток", он сам написал "Дуду", мы вложили его "фотографию и имя" в рамку и прицепили на грудь. Понятно, всем захотелось быть "я – это я". Пришлось каждому дать бирки. Все быстро нарисовали себя и написали свое имя. Понятно, что реализмом тут и не пахло. Однако эти оформленные кружочки и закорючки выглядели в рамках как настоящее удостоверение личности, и, мои пациенты, нацепив "себя" на грудь, ринулись на выход, к автобусу. Воспитательницы остановили их – снять немедленно, мы едем в городском транспорте! Уговорить их было невозможно. Пришлось мне ехать вместе с ними, с музейным удостоверением личности на груди.
    В автобусе было весело. Уставшие после рабочего дня люди улыбались нам, а может в глубине души и завидовали – ведь знать, что "я – это я" дано, увы, не всем относящим себя к категории нормальных.
    Эммануэль, попечитель группы, с которой я занималась, хотел, чтобы слабоумные были признаны художниками и чтобы я работала с ними без всякой скидки. Помню, мы сидели с ним на солнышке, все так было красиво вокруг, скульптуры Ботеро, детские лазалки, музей свитков Торы – белая луковица, обмываемая водой, – не хотелось мне спорить с Эммануэлем. Он же гнул свою линию.
    Я видел много работ слабоумных, некоторые по уровню превосходят работы настоящих художников... Главное, какое значение придает педагог работе со слабоумными. Дала бы им копировать Ван Гога, как прежняя учительница …
    Но они же от нее убежали…
    Да. Тебя они любят. И ты, если бы захотела, смогла бы сделать из них художников. Организовать выставку, выпустить каталог. Деньги я бы достал. В Европе есть целый музей искусства сумасшедших…
    Чтобы сменить тему, я решила рассказать ему смешную историю про того же Дуду. Он вбежал в класс возбужденный и сказал, что завтра не придет. В чем дело? Оказывается, сторож спросил, есть ли у него оружие. А он ему ответил – зачем ему оружие, ведь он пришел на кружок искусства! Кто здесь сумасшедший?!
    Вот видишь, – рассмеялся Эммануэль, – ты сама себе все время противоречишь. Дуду – художник, а ты его не учишь.
    Он не художник! Просто раньше ему все надоедало за пять минут, а теперь он может рисовать картину полчаса. Он способен концентрировать внимание. И это грандиозный успех.
    Мы говорим с тобой на разных языках, – сказал Эммануэль.
    И он был прав.

    К этой истории я возвращаюсь в третий раз. Впервые она появилась в книге "Искусствотерапия или как преодолеть страх", потом каким-то боком втесалась в предисловие к новому изданию "Освободите слона", теперь угодила и сюда. Не похоже ли это на рассказ про маленького старичка в большой компании? Нет, у того была цельная история, которую он кроил на части и раздавал порциями. У меня она пока не сложилась. Видимо, из-за неуверенности в том, что я – это я.

    3. Семинар в Сахаровском центре

    Я собиралась в Москву, и рассказала об этом своей израильской подруге Вики, потрясающей певице, с которой мы вместе чего только не делали: снимали и снимались в фильме про кабаре в гетто, ставили спектакли. Вики приходила ко мне на занятия в Израильский музей и тотчас внедрялась в происходящее. Бывают такие люди, которых жизнь одарила по полной программе – красавица, певица, пишет стихи, сочиняет мюзиклы, поет с симфоническим оркестром, не зная нот, никому и в голову не придет, что она запоминает свою партию наизусть после двух репетиций.
    А что ты там будешь делать? – спросила она.
    Я ответила – заниматься с учителями и воспитателями.
    Чем?
    Не знаю пока.
    Вики сказала, что она тоже едет в Москву, заниматься со мной не знаю чем и не знаю с кем.
    Но как же с визой, с билетами?
    Вики сказала, что обратится в министерство иностранных дел, скажет, что едет давать концерт в Сахаровском центре. Сахаров… Откуда ей знакомо это имя? "Сады Сахарова"! Эту надпись видит каждый, въезжающий в Иерусалим. Большущие буквы выбиты на отшлифованном участке камня на четырех языках, включая русский. Но, если Сахарова окажется мало, есть запасной козырь – Далай Лама. Вики недавно пела в Индии по его личному приглашению. Все вместе должно сработать.
    Сработало. Вики прилетела в Москву.
    Первое, что мы сделали – отправились к детям с нестандартным поведением, – так, наверное, можно определить учебное заведение, в которое я ее привезла.
    Заики тут есть, – спросила Вики.
    Она заикается. Когда поет – не заикается, когда говорит – заикается.
    Заики были.
    Тогда я им расскажу про свое детство, а ты переводи.
    И она начинает рассказывать о том, как над ней, маленькой, издевались, как ни у кого не хватало терпения ее выслушать, и как она от этого страдала. Пока, в один прекрасный день, не начала петь. Пела и не заикалась! Обидчики, услышав, как она поет, просили у нее прощения.
    За полчаса она превратила зал в хор, тамошние заики потеряли голову от счастья, они пели и не заикались. И те, кто над ними подтрунивал, попросили у них прощения.

    По дороге Вики спрашивает про Сахаровский центр. Сколько людей, что я с ними собираюсь делать? На самом деле, план у меня был, но Вики в нем не было.
    "Ташир шаблюль!" – Спой улитку!
    Не открывая рта, она заводит круговые звуки и крутит рукой. Ясно: улитка, нарисованная под "сворачивающийся" звук выйдет объемной, а "глухо-немая" как контур. Будем петь линии. А кто будет на семинаре? Ты знаешь этих людей?
    Только по анкетам. Да и то не всех. Будет учительница рисования из Грозного, там сейчас идет война. Вот я и думаю о заданиях на контрасты. Фридл в Терезине часто давала упражнения на эту тему. В экстремальных ситуациях важно определиться, что да, что нет, что свет, что тьма. Тут не до сложносочиненных композиций…
    Ладно, я все равно ничего не запомню, – говорит Вики. – На каком языке говорить? По-английски, на иврите?
    На любом. Тебя все поймут.

    Перед работой с детьми мне всегда нужно было полчаса пешего хода в полном бездумье. Наверное, это своего рода медитация, ведь занятие начинается с того момента, как входишь в класс. Если я заранее знаю, что буду делать, я этого никогда не сделаю. К моменту, когда нужно будет воплотить задуманное, я уже буду такой уставшей от желания достичь поставленной цели, что и сама цель и движение к ней обесценятся – ведь я уже все проиграла в уме. Незнание интригует.

    Зачем люди записались на этот семинар? Их чаяния были изложены в анкетах. Нужны методики: по работе с аутистами, слепо-глухо-немыми, даунами, детьми в стрессовой ситуации, пребывающих в специзоляторах и специнтернатах, детьми с раковыми заболеваниями, детьми-сиротами, детьми, усыновленными из домов ребенка…

    Двадцать пять вымотанных жизнью людей разного возраста выстроились по периметру. От них веет усталостью. Какие методики!
    "Линшом, линшом амок" (дышать, глубоко дышать), – говорит Вики и затягивает в тишине песню без слов. Мы рисуем в воздухе круги, – вдох – руки вверх, выдох – руки вниз, – дуем на воображаемую свечу, которую якобы держим на расстоянии вытянутой руки. Вики стучит кулаком под ключицами, ее голос начинает вибрировать, все повторяют за ней. Вибрация нарастает, мы попадаем в резонанс. Вики опускает руку, голоса стихают. Она начинает зевать, и все за ней. Мы зеваем и зеваем, все глубже и глубже, разводя руки в стороны и открывая грудную клетку.
    Позевали, закрыли глаза. Попробуем ходить по прямой – от стены до стены – но так, чтобы не задеть друг друга. Оказывается, это нелегко. Но весело. Другой ритм.
    Открываем глаза, рассаживаемся вдоль стен на матах, смотрим друг на друга, и улыбаемся. Изменилось общее состояние. Вот что случилось.
    Последние два предложения я произношу вслух. И все кивают. Да, так и есть.
    Пока еще не пора разговаривать, нужна другая энергия. Деятельная. Расстелить рулонную бумагу, достать уголь. Во время подготовки начинается общение – дай мне скотч, придержи бумагу, задаются вопросы – на каком расстоянии должны быть раскатанные полосы бумаги, как садиться, лицом друг к другу, или еще как-то, – а я приглядываюсь.
    Наверное, это Хава из Чечни. Стройная, высокая, в белом свитере, открывающем шею и плечи. У нее "нервная кожа", она кожей чувствует. Лицо красное, на шее красные пятна.
    Хава!
    Она оборачивается.
    Тяжело ей приходится. В такое время работать с детьми в Грозном… Я подсаживаюсь к ней.
    Попробуем выполнить упражнения, которые помогали детям в концлагере внутренне собраться.
    Звук и линия. Вики будет петь, а вы, вместе с ней, рисовать. Приготовились. Движение руки должно повторять движение звука. Закройте глаза.
    Голос нарастает, линия усиливается, голос подымается вверх по спирали, вдох, с нажимом, выдох, отпустить руку… Откройте глаза. Что вышло?
    У линий возник объем, они оторвались от плоскости, – говорит Хава. – Она выглядит более спокойной, краснота с лица ушла, но на шее еще есть пятна.
    Вики, спой, пожалуйста, прерывистые линии!
    Вики поет. Все рисуют.
    Везет мне в жизни – голос Вики способен рисовать и живописать. Вики чувствует людей. И именно на той глубине, где не нужны слова.
    Бумага закончилась. Мы ходим и смотрим, у кого что получилось.
    Круги, спирали, знаки бесконечности, их можно пропеть, – и мы поем. И снова каскад упражнений, без передышки. Форс мажор под Викино пение. Джазовые импровизации. Те, кто никогда в жизни не нарисовал ни одной абстрактной композиции, на глазах превращаются в Кандинских, никто не спрашивает, что это у них нарисовано, люди отдались музыке, если бы кто-то посторонний вошел к нам в класс, подумал бы, что здесь происходит сеанс гипноза.

    Сделать паузу? Нет. Сменить материал. Перемена материала – это тот же перерыв. Лепка. Спирали, круги, абстрактные композиции, – мы переводим их в объем, кто-то хочет делать это в глине, кто-то в одноцветном пластилине. Лепка сбавляет скорость, в ней задействована не вся рука, с плечом и предплечьем, а мелкая моторика, во время лепки люди начинают болтать. Дать им поболтать? Нет. Включить Вики. Она может и лепить и петь, у нее великолепная концентрация. Вики поет нам потрясающую цыганскую песню на ладино, это меняет настроение, движения становятся упругими, а главное, мы не теряем драгоценную энергию, которую могли бы растратить на слова.
    А теперь то, что слепили, превратить в коллаж. Все по-деловому раскладывают на полу наборы цветной бумаги, клей, ножницы, всматриваются в то, что слепили. Как же это сделать?

    Ну как? Подобрать цвета, формы… А, тогда понятно! Неужели понятно? Коллажи заняли еще полчаса. Теперь диктанты, расстилаем рулонную бумагу, берем уголь.
    Возвращаемся к звуками и линиям. Звук скорого поезда и мельничного колеса, шум прибоя… Поем и рисуем, синхронно. Рука останавливается, как только пропадает звучание.
    Теперь возьмем пастель и обратимся к мелодии. Она многоцветна, в отличие от простых звуков. Хава запевает. Она сидит на коленях, поджав под себя пятки, и поет. Она не может петь и рисовать одновременно. А Мария, мадонистая мать огромного семейства (четверо своих и шестеро приемных), может делать то и другое вместе.

    Является корреспондентка журнала "Семья и школа". Милая женщина хотела взять у меня интервью, но это невозможно во время занятий. Я предложила ей влиться в компанию. Она согласилась. В конце дня подозвала меня и шепчет на ухо: "Правда, я здорово леплю"?
    Потом по нашу душу явился корреспондент из педагогической газеты, высокий худой мужчина в маленьких очечках. Сказал, что понаблюдает. Но наблюдал недолго. Вскоре я увидела его, сидящим на корточках и рисующим корабль в море, а часом позже – радостно танцующим около своего рисунка!

    Обеденный перерыв в саду. Сок, плюшки, ватрушки, – и жуткие рассказы. О том, что действительно происходит здесь с детьми, о тысячах беспризорных, о детях-сиротах, которых по выходу из детдома обязаны обеспечить жилплощадью, ан нет! На всех не напасешься! Что же делать? Есть патент. Выпускников провоцируют на хулиганские выходки с тем, чтобы сдать их в дурдом, и тем самым, снять с себя ответственность за обеспечение жилплощадью. У Николая, работающего с трудными подростками, дома живет беглец. Он сбежал из дурдома без протеза, на одной ноге доскакал до станции... И ведь совершенно нормальный парень! Николай теперь ищет кого-то, кто может мальчику бесплатно поставить новый протез. Или заплатить за работу. У Николая на это средств нет. Про "средства" можно было бы и не говорить. На нем старомодный костюм с чужого плеча, видно, одолженный для представительности, сношенные мокасины…
    Кстати, про тяготы жизни речь шла только в первый день, на второй все будто бы, или впрямь, о них забыли. Прекрасно помню, как мы в свое время пытались просвещать иностранцев, а они, вместо того, чтобы оповещать запад о происходящем, приносили нам поношенные свитера и средства для снятия заусениц. Бедным все пригодится!

    Николай с беглецом приезжали ко мне в Химки, – нужно было оценить глубину педагогической запущенности этого беглеца, ведь не мог же он остаться на иждивении Николая, который, как потом выяснилось, тоже был из Грозного, и в Москве скитался по знакомым правозащитникам, а сироту поселил на квартире у одного из них. Запущенность была основательной, но схватывал он быстро, так что мы решили, что если правозащитники позанимаются с ним пару месяцев, он сможет поступить в кулинарный техникум и получить общежитие. Так, собственно, и вышло. А деньги на протез собрал Отец Георгий Чистяков, увы, ныне покойный.

    Некоторые из семинаристов стали моими близкими друзьями. Приезжая в Москву, я занимаюсь с педагогами, работающими в их учебных или лечебных заведениях. Так что ни один семинар не заканчивается после отвальной.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О работе с детьми и взрослыми.

    Сообщение remka » Вс окт 23, 2011 10:57 pm

    http://www.chaskor.ru/article/prinimat_ ... est__25254" target="_blank

    Мария Русакова понедельник, 17 октября 2011 года, 08.10

    Принимать жизнь такой, какая она есть
    ...и при этом не терять себя


    Изображение


    Известный арт-терапевт, художник, писатель и преподаватель Елена Макарова живет в Израиле, преподает в Милане, а ее онлайн-курс проходят люди со всего мира. Нам удалось поговорить с ней в Москве, куда она приехала на презентацию своей трилогии «Как вылепить отфыркивание», переизданной в издательстве «Самокат». Эту публикацию мы приурочиваем ко дню рождения и юбилею Елены, который состоится 18 октября.

    — Арт-терапия сегодня очень популярна, однако существуют разные мнения относительно того, что же это такое. Это возможность для человека выражать себя при помощи искусства или именно терапия, включающая в себя анализ его работ?

    — Искусство выявляет состояние души. Терапия искусством своим воздействием на иррациональное помогает справляться с теми глубинными явлениями, которые не формулируются в словах. Невыразимые состояния находят разрешение в красках и формах. Искусствотерапия помогает принимать жизнь такой, какой она есть, и, при этом, не терять себя. Творчество высвобождает из-под спуда не только грусть и печаль, она дает выход радости. Радости бытия, радости быть тем, кто ты есть.

    Искусствотерапия - не психотерапия. Здесь не происходит обсуждения в группах. На сеансах один на один этого тоже не происходит. Искусствотерапевт дает задание - пациент его выполняет. Довольно скучно звучит. Но это так. Процесс выполнения задания открывает обоим что-то. Пациент уходит с занятия в разных состояниях - счастливый, задумчивый, довольный, недовольный...

    Искусствотерапевт не торопится с выводами. Не бежит к психоаналитику за советом, заметив в рисунке признаки душевного нездоровья. Он думает над тем, дать ли в следующий раз такое задание, которое еще ярче может выявить неполадки, или, напротив, перейти к чему-то, что уведет в сторону от центральной проблемы.

    В Миланском лицее, где я преподаю, дипломированные художники изучают психологию и теорию искусствотерапии. Без понимания природы человека и творчества как такового терапией заниматься сложно. В процессе занятий выявляются разные проблемы. Скажем, боязнь чистого листа или боязнь перспективы. В зависимости от этого и придумываются задания.


    Например, нарисовать фон и передать его соседу, который на этом фоне нарисует свою картину. Фон – это некое однородное пространство, помогающее, а не мешающее. Тем не менее, тяга к самовыражению неодолима, и вместо спокойного фона сосед получает экспрессионистскую картину. Что делать в таком загруженном пространстве? Думающих о соседях я бы отнесла к категории терапевтов, не думающих – к художникам. Любое задание выявляет характеры тех людей, которые перед вами находятся.

    — Как же арт-терапия помогает справляться с проблемами?

    — Следующий этап этого задания, о котором мы говорили – посмотреть, что второй человек нарисовал на этом фоне. Девушке, у которой была боязнь чистого листа, спокойный фон оказал поддержку. И она создала на нем великолепную композицию. Впоследствии выяснилось, что у нее умирала мама, и ей нужна была моральная поддержка, тот самый фон, который спасает от одиночества – страха чистого листа. Другая девушка боялась рисовать перспективу. Выяснилось, что ее возлюбленный ездил на мотоцикле, и она постоянно видела, как он с него падает и разбивается. Страшное будущее мерещилось ей в перспективе. Счастливая любовь – и страшная тревога – перспектива лишиться счастья.

    "Сегодня первый день рисовала. Такое опустошение. Хорошее. Во мне столько, оказывается, энергии нерастраченной было. Все в лист ушло. И я теперь спокойная и удовлетворенная. Рисовала без детей, хотелось самой насладиться… У меня после "разминки" ощущения - как после бани: открылись поры, кожа чистая, впитывает как губка. И дышать легко".
    Искусствотерапия online


    Это вообще очень серьезная проблема многих людей – они боятся смотреть вперед. Искусствотерапевт имеет дело с настоящим, но в этом настоящем есть предисловие и послесловие. Поэтому мне нужно вернуть ее в обратную перспективу, туда, где у нее еще не было того счастья, которое она теперь так боится потерять. Все эти вещи связаны не только с психологией, но и с историей социума. Например, в революционный период и у нас и в Европе, (1916- 22 год) развивалось абстрактное искусство, где нет и разговора о перспективе; в предметном же искусстве часто использовался прием обратной перспективы. Люди боялись смотреть в будущее.

    Конечно, это здорово, если человек приходит в мастерскую и получает удовольствие от творчества. Но все-таки многим нужна специальная помощь. Им недостаточно просто что-то слепить и уйти довольными.

    — Кто Ваши учителя?
    — Иоганнес Иттен, Пауль Клее и Василий Кандинский. Они изменили мое представление не только о самом искусстве, но о том, как его преподавать. Когда изучаешь систему какого-то определенного человека, ты, по сути, с ним работаешь. Для меня эта система – Баухауз. Своим главным учителем я считаю художницу и педагога Фридл Дикер-Брандейс. Она училась в Баухаузе у Иттена, Клее и Кандинского. В концлагере Терезин она занималась с детьми рисованием. Пять тысяч детских рисунков, сохранившиеся после гибели Фридл и ее учеников в Освенциме, говорят о том, что в любой ситуации человек может оставаться творцом, что и в тюрьме можно поддерживать свободный дух. В 1943 году она прочла воспитателям в гетто лекцию «Детский рисунок». Эта лекция сохранилась. Для меня это базовый источник не только для практических занятий. Вдохновляет сам подход Фридл к жизни и искусству. Многие упражнения она позаимствовала у Иттена. Она не только училась у него, но и преподавала в Баухаузе его вводный курс. Кстати, он опубликован на русском языке. "Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах". http://www.twirpx.com/file/29044/" target="_blank" target="_blank Есть по-русски и его книга о теории цвета. Если это будут читать сегодняшние преподаватели ИЗО, им это поможет, так как сегодня вся область находится в тупике. Школьнику непонятно, зачем он это должен рисовать, и почему ему ставят оценки. Мы с вами все это с ужасом вспоминаем, а дети так живут и сегодня.

    — Получается, что арт-терапия «показана» всем – «особым» людям и самым обычным, детям, взрослым.

    — Да. Но есть еще один момент. Взрослые очень любят разные шаблоны и советы. Я теперь работаю больше со взрослыми. Тогда дома, со своими детьми, они занимаются иначе. Это очень важно, так как они уже споткнулись и решили, что они ничего не умеют. Но ведь ясно, что они умеют нарисовать точку и линию – а значит, они умеют все. Потому что нет других элементов, из которых сложен рисунок.

    — Вы говорите, что взрослых губит их стремление все оценивать…
    — Можно сказать и так. На онлайн семинарах мы пытаемся от этого избавляться. Например, как оценить правильно ли ты изобразил танец? Мы начинаем с танцев под музыку, «танцуем» углем на бумаге. 150 людей – 150 разных танцев под одну и ту же мелодию. У одних на рисунке кардиограмма работы сердца, у других – объемные фигуры… Все участники «ходят» друг к другу в гости – для этого существуют дневники, где каждый выставляет свои работы, - и смотрят на рисунки. Первое ощущение – дикое счастье, что это никак нельзя оценить.

    — На презентации своей книги вы говорили, что основная проблема сегодня – это страх…
    — Наша культура зиждется на страдании и терпении. Само слово «счастье» звучит как-то неприлично. Оно – для гламурных журналов, это там пишут, как быть счастливым. Вообще это считается дурным тоном. Страдать, волноваться, тревожиться – это нормально. Взять хотя бы фразу речи «Я боюсь что….» («у меня это не получится», например). Большинство объявлений начинаются с «не»: «не стоять», «не облокачиваться»… Как-то мы с сыном решили станцевать вальс в метро. На переходе с «Площади Революции». Такое у нас было настроение. Просто так. В Нью-Йорке это было бы воспринято нормально, кто-то бы прошел мимо, кто-то бы улыбнулся, кто-то бы и станцевал. Здесь от нас поначалу все шарахались. Но мы не сдались, и продолжали себе танцевать в надежде сорвать хоть одну улыбку, хоть один благорасположенный взгляд. И сорвали. Сначала нам улыбнулась девушка, потом еще кто-то. Если не относиться предвзято, всегда что-то хорошее выйдет. Конечно, здесь есть ощущение повышенной тревожности, скованности, какого-то малокровия. Психофизическое состояние усталости. В Израиле отношение к жизни другое. Живешь как на вулкане, но расслабленно. Когда была война в Заливе, мы все должны были надевать противогазы, детям нельзя было ходить в школу. По телевизору демонстрировали показ мод – роскошные девушки дефилировали по помосту с противогазами, раскрашенными под цвет одежды. Смешно. Во время газовых атак мы с мужем пили вино из шланга противогаза, играли с детьми в слонов. Чувство юмора – великолепная защита.

    — Основной вопрос родителей – что сделать, чтобы дети хотели и любили рисовать? И как давать технические советы, чтобы при этом не «забить» творчество ребенка?

    — Нужно самим начать заниматься. Привести себя в творческое состояние. Это подымает дух. В нетворческом состоянии учить невозможно. Да и жить намного сложней.

    Беседовала Мария Русакова

    Как вылепить отфыркивание. В 3-х томах. Том 1. Освободите слона

    Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т. 2. В начале было детство
    Аватара пользователя
    remka

     
    Сообщения: 2477
    Зарегистрирован: Чт апр 10, 2008 10:43 am
    Откуда: Germany, Hildesheim

    Re: Елена Макарова отвечает на вопросы

    Сообщение Джайя » Вт ноя 22, 2011 8:09 am

    Елена Макарова писал(а):Например, ребенок часто рисует черным, поскольку черный сразу виден, а малышам нужен немедленный эффект. Такой психолог может сказать родителям, что, исходя их рисунка, их ребенок находится в тяжелом душевном состоянии. С такими казусами я сталкиваюсь постоянно.


    Ага, меня любовь Софии к черному цвету одно время вгоняла в ступор :no: Упорно рисует черным, хоть ты тресни. Остальные цвета берет постольку-поскольку. Один раз я разозлилась и брякнула: "нормальные дети не рисуют черным, зачем он тебе?"
    Ребенок посмотрел и сказал: "но на листах же обычно все нарисовано черным" ("листы" на нашем жаргоне - это какие-нибудь картинки или задания, которые я распечатываю из интернета, и мы с ними играем).
    Ну я так и осела. И заткнулась по поводу черного ;-D
    Изображение

    http://poiskdetei.ru/forums/index.php поиск пропавших детей
    Джайя

     
    Сообщения: 180
    Зарегистрирован: Сб сен 12, 2009 4:11 pm


    Вернуться в Лена Макарова - рассуждансы



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1