• Елена Макарова. О семинаре, материалах и т.п.

    Елена Макарова. О семинаре, материалах и т.п.

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 4:20 pm

    Послание к новеньким и стареньким. 21 октября 2008.

    Дорогие мои, начну глобально и может вовсе и неверно, но это то, о чем думаю сейчас: абсолютная свобода аморфна - у нее нет никаких видимых признаков - ни цвета, ни очертаний, ни границ. К абсолютной свободе нас данные занятия не приведут. Разве что подведут.

    Наша задача скромней - иметь дело с предметами, которые ни что иное как помещение свободы в разные формы.

    Свобода и форма.

    Форма выражения свободы.
    Это то, что ищет всякое искусство.

    А теперь спустимся с облаков на землю и посмотрим на наших собственных детей. Они куда свободнее нас, поскольку находятся в неустанных творческих поисках. Отсутствие жизненного опыта у них компенсируется невероятным воображением.

    Но все же и они земные люди. Превращение во взрослых заставит их задуматься о том, как отразить или выразить реальное, видимое, а не только воображаемое. Как нарисовать или вылепить то или это. На этом месте и происходит ломка. Практически все мы - дети-подростки, которым в школе забили мозги периферийными знаниями, вместо того, чтобы просто обратить наше внимание на процессы, происходящие в мире предметном.
    Как образуется форма? Ведь чтобы наполнить ее содержанием, надо сначала ее создать!

    Во!

    А что Фридл на это? Сунулась в ее письма и нашла подтверждение своим мыслям, скорее, расширенную трактовку. Мысленно замените "ребенка" на себя, а учителя - на меня,
    и читайте:

    "Метод: все это нужно не для того, чтоб втиснуть в какую-то раз и навсегда отлившуюся форму, а наоборот, чтобы предоставить им свободное пространство для самостоятельного развития.
    Чем меньше умеешь и чем меньше из себя представляешь, тем интенсивнее ищешь рамки, в которые мог бы втиснуться, дабы оградить себя от пугающей необъятности знаний. Чтобы обучать, а не запихивать учеников в те же самые рамки, требуются глубокие знания, железная самодисциплина и отсутствие честолюбия. Только это даст возможность увидеть весь потенциал ребенка, который может лежать в области иной, чем рисование. То есть, уметь отказаться от успеха (результата), руководить ребенком изнутри и направлять его к тому, к чему у него действительно есть способности."

    Требованиям, предъявленным ко мне, учителю, моей учительницей Фридл, я стараюсь соответствовать, это легко.

    Далее, Фридл говорит о качествах наглеца, отважившегося учить чему-либо:

    "Учителю предстоит огромная работа, о которой он еще и представления не имеет, он должен быть чрезвычайно гибким и скромным".

    Или конкретно - искусству:

    "Рисование развивает возможности самораскрытия. Оно вводит ребенка в сложный конгломерат явлений; из них он интуитивно выбирает то, что его увлекает, продвигает; в рисовании можно непосредственно выразить радость, молча, без слов.
    Для того, чтоб стать истинным педагогом, надо знать историю искусств, историю, философию, психологию, художников.

    Ну вот, с помощью Фридл, ее учителей - Иоганнеса Иттена и Пауля Клее - и учеников - Эдит Крамер и вашей покорной слуги, мы отправляемся в длительную рабочую командировку в мир искусства.

    О рутине и железной самодисциплине. Добавлю из моего прошлогоднего послания один параграф.

    Некоторые вещи, чтобы понять, как они делаются, придется просто копировать. Это все равно как стихи наизусть заучивать.
    Очень важно выполнять задания. Отнеситесь к этому как к послушанию, не ждите немедленного результата, просто выполняйте задания. У кого туго со временем - обращайтесь ко мне, дам взаймы без процентов.

    Не предлагаю вам ничего, что бы вы не могли сделать.

    Все случится само по себе.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 4:21 pm

    Эпилог. 15 февраля 2009

    Ну вот, прошло без малого 4 месяца.
    Что я испытываю, если сказать в двух словах?
    Творческое удовлетворение.

    После 21000 записей в дневниках, просмотра всех работ, у меня не поехала крыша.

    Нет такого человека на свете, который, нарисовав пятно и линию, не сможет нарисовать все, что захочет. Но – по-своему!
    Вы получили тот минимум, который был нужен вам, чтобы избавиться от собственных комплексов и помочь детям их не приобретать.
    Обратите внимание, как ревностно поначалу вы следили за тем, что у кого получается (а у меня?!!!!!!! ТАК никогда не выйдет!)! И как искренне и очень скоро вы стали радоваться тем удачам, до которых все еще не могли дотянуться!

    А теперь представьте школу или детсад, и представьте, что я стала бы критиковать вас за ошибки? Т.е., размышляя логически, я должна знать правила.
    Ну какие же могут быть правила в творческом процессе? В нем есть этапы, о них я вам писала (Иттен. 3 этапа творческого процесса). И зачем мешать, если пока не понятно, в чем именно помогать? Мне-то ясно, что если вы будете выполнять задания, у вас все получится, рано или поздно барьер неуверенности падет. Зачем же несвоевременной и неуместной критикой отдалять радостный момент?

    Пропустив сию методу сквозь себя, вы сможете встать на защиту своих детей.

    Посмотрите, ведь нет ни одной одинаковой работы даже в скучном занятии – рисовании растяжки от белого к черному через серое!
    А уж там, где есть поле для творчества, там вообще инвариантное количество вещей, у каждого – своя!

    В группах 2-го курса – тоже невероятные открытия, самораскрытия. Там куда меньше упражнений, куда больше заданий, требующих раздумий и творческой фантазии.

    В целом у вас и у меня накопилось столько материала для размышлений, и нужно время, чтобы вещи осели в сознании. Не волнуйтесь, если после семинара у вас не будет возникать желание рисовать или лепить. Все, что открылось – не закроется, никуда не уйдет, в какой-то момент у вас сами руки зачешутся.

    Очень важно, чтобы вы не забывали друг о друге, думаю, это и без меня понятно.

    К грустному: Более 30 человек перестали появляться на семинаре после ноября. На прошлом семинаре статистика была примерно такой же.
    Видимо, те, кто записывался, не представлял объемность этого мероприятия. Стало быть, если я когда-нибудь примусь за такой труд, то нужно будет предварительно опросить абитуриентов об их намерениях.

    И опять к радостному!

    Я вам всем безмерно благодарна за доверие, за отвагу, с которой вы брались за трудные, на первый взгляд, задания, за ваше умение преодолеть страх самим процессом творчества, за ту искренность, которой дышали ваши работы, работы ваших детей и ваших учеников.

    Мне было интересно услышать мнение своих друзей-художников по поводу ваших работ, и я многим их показывала, открывая наугад любую тему. Если бы вы слышали то, что слышала от них я, вы бы прыгали до потолка. Я прыгала.
    Суммируя их высказывания, вы, мои дорогие, достигли такого уровня мастерства, которого невозможно сегодня достичь, учась на стационаре в художественном институте. Это касается обоих курсов, и всех вас, без исключения, кто серьезно занимался и дошел до финала.
    И это еще одно подтверждение постулата – кто может нарисовать пятно и линию – тот может сделать ВСЕ!

    Мне, судя по всему, придется взять тайм-аут до 2010 года. Это не значит, что я не буду время от времени появляться на форуме и отвечать на ваши вопросы.
    Главное, это продолжать творить, пытаться донести до всех, кто не участвовал в семинаре, суть наших занятий. Знаете, как можно проверить качество знаний? Передачей их другому. Не можешь передать – значит, сам не понял. Мы сейчас формируем группу, которая сможет собрать воедино принципы и процессы семинара. Результат этой аналитической теперь уже работы будет выставлен на сайте. Приглашаем всех желающих работать с нами!

    СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА УРОК, КОТОРЫЙ ВЫ ДАЛИ МНЕ!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение remka » Вт фев 22, 2011 5:18 pm

    Советы Елены Макаровой

    Материал:
    Уголь. Отломайте кусочек длиной в 3 см, рисуйте им плашмя, тогда не будет выскальзывать. Надо просто приноровиться к материалу.

    Пастель лучше масляную, однозначно.

    Шероховатости - это главные помощники угля, он пропечатывает фактуру, сам создает фон для линий, пожалуйста, сделайте отпечатки с разных поверхностей, и покажите мне.

    Лучше кусочек 3-4 см где-то положить плашмя, а на тихих звуках-линиях, повернуть его ребром, или как-то углом к поверхности.
    Круги и бесконечность:

    Попробуй теперь круги и бесконечность еще раз, это важно. Рука тяжелеет и напрягается - идет вверх, опускается - ослабевает нажим.
    Может, попробуй представить себе, как ты с углем в руках тяжело взбираешься в тяжелую, и потом несешься с откоса вниз.
    Ты увидишь что-то интересное.

    Весь фокус этих упражнений в том, что "рука дышит",т.е. движется синхронно с дыханием.
    Вдох - вверх, выдох - вниз. Если вы предоставите руке возможность дышать, это сразу отразится в рисунке.

    там, где рука идет вверх (в гору), можно налегать сильней, а где вниз, отпускать ее. Со временем рука сама все это будет делать, а пока вы ей говорите, как Эдит Крамер в фильме - и..........раз......и.......и.....два....
    Или пойте с детьми круглые звуки, спросите их, они вам споют.



    Фактура линий еще не полностью освоена, попробуйте рисовать на вдох и выдох. Вдохнули, взяли уголь в руки, и выдыхайте углем в бумагу, линия в мощной должна сойти на нет. Это будет плавное "сужение", теперь пробуйте отрывистое, набрать воздуха, бысто выдохнуть, резко. Должны выйти стрелы с заточенными концами.
    Простые формы создаются кручением, слепи в возухе шар, цилиндр. Кручение - это поступательный и возвратно-поступательный процесс. Представь, что твоя рука оставляет след в воздухе. Если бы у нас в вместо пальцев были кисти или карандаши! Эти средства нам нужны для запечатления траектории движения линии, для фиксации. То же самое, что ноты
    для записи музыки.

    Чтобы сделать спирали, как на примере ученицы Фридл - Эдит Крамер, постарайтесь смотреть на них, когда рисуете, а не на то, что получается у вас на листе. Распечатайте, может. Или пойте под руку.
    В этом порядке есть свой смысл, но можно и нарушить порядок.

    Пятна и растяжки:

    С копированием да, потому что Вы делаете не то, что видите. На одном рисунке композиция с двумя пятнами и линиями, а вы из разделили и приумножили на одном листе. Ведь там смысл и в композиции, т.е. поиске отношений между тремя произвольными, по сути, движениями руки. Тут надо поискать. И вторая вещь именно так построена. Попробуйте с этим разобраться.

    Дело в том, что эти линии сами по себе даны по контрасту - к пятнам. Это одно из сотен баухаузовских упражнений


    Тогда возьмите мягкий карандаш и от самого светлого тона штриховым движением с короткими паузами наращивайте темноту.
    Можете спуститься с темного к светлому.
    Идея проста - ваша рука почувствует тона и полутона. Это как ударить по клавише, нажать на педаль и отпустить, явственно слышно, как звук поступательно сходит на нет.

    Звуки и музыка:

    Это звуки, которые вы пропеваете уже по самим линиям - пунктир, штрих-пунктир... Я привела примеры - звук поезда и

    А разве для пунктов 1 г-е нужны не мелодии tanec-3,4,5?
    Самим надо петь.
    Все tanec для свободных упражений.

    Танец и ритм:

    а вот танец пока больше похож на кардиограмму, в танце задействованы те же элементы, там есть и цвет (нажим угля, растирание его где-то пальцем),

    Возьмите черный лист бумаги, слушайте рукой ритм, в нем есть возвратно-поступательное движение, пользуйтесь пока только этими двумя цветами.
    Это под ritm, ritm-1
    Можно попробовать рисовать обеими руками - в одной один цвет,в другой - другой.

    Можно одной рукой, но перемежая цвета в ритме.

    Танец - дело свободное, его отображение тоже.

    Танцы можно танцевать с углем сколько угодно, это крайне полезно, можете и под свою любимую музыку.

    Кувшины и вазы

    попробуй теперь в основании кувшина "встать твердо на обе руки", и разойтись руками в разные стороны, стараясь держать равновесие.


    Попробуйте теперь так: возьмите в обе руки по кусочку пастели, рисуйте снизу, как бы с центра дна, вверх, округляя и закругляя до горлышка.
    Нажим там, где сужение над дном, легко, где округлость, нажим у горла. вазам еще подать жару, где сужение - линия напряженней, где широко, сходит на нет,


    Поиграйте в игру, завяжите все глаза косынкой, сядьте за большой и лист и задавайте задания, а потом на раз-два-три откройте глаза. Что получилось!!!!!!!!
    Неважно, что, на самом деле.


    Семинар и дети:

    Девушки, милые, это занятие для вас, объясните им, что это вы учитесть, а что они, если очень захотят, могут молча присоединиться. Пока вы не отключитесь и не перестанете смотреть на себя со стороны своими или их глазами, вы не обретете свободу.

    всю систему детсдовского рисования пора разрушить, ведь в возрасте импринтингов рисовать с музыкой все, что не захочет рука, это значит соединить в подсознании линию, ритм и звук, потом дети сами все это распишут образами и реалиями, но когда они начинают с солнышек и домиков, то их импринтингом будет "отображение реального мира", т. е. их ждут комплексы и зажатость.

    Старайтесь отойти от поисков узнаваемых предметов. Это - литературная ассоциация, желательно побыстрей ее выветрить. Посмотрите на итальянок - они просто так рисуют пастелью по вазам. Просто так - это значит, что мысль не опережает и не догоняет, что она синхронна с движением.

    НЕ ВЫХОДИТ :(

    Очень часто бесплодные на первый взгляд попытки приводят в раздражение.
    Оставьте пока упражнения, ведь нет такого закона, по которому они всем подходят.
    Посмотрите, может что-то из остальных упражнений вам приглянется. Если нет - дам вам что-то другое пока поделать.
    А что, если поставить спокойную приятную музыку, взять пастель и просто рисовать, что рука рисует?
    Вдруг это даст ощущение высвобождения?

    Кстати, это может быть, самое важное сейчас - смотреть и видеть - какие мы все разные, как нас то заносит и скручивает, но вдруг выпрямляет и разглаживает.
    Понятное - непонятное, противное и сладостное, - вообразите, как все это переживают дети!

    А разве мы не дети?!

    вы зря раздражаетесь на себя. Вы не можете и мало кто может воспроизвести спонтанно возникшие на листе линии и пятна. Это риовала Фридл, которая извела тонну бумаги, упражняясь в тонах пятен и музыке загогулин.
    Пожалуйста, дайте своей душе покой и продолжайте. Это - не произведения искусства, а упражнения, с помощью которых, вне зависимости, нравятся вам результаты или нет, вы что-то сможете понять в дальнейшем.
    Аватара пользователя
    remka

     
    Сообщения: 2477
    Зарегистрирован: Чт апр 10, 2008 10:43 am
    Откуда: Germany, Hildesheim

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 5:22 pm

    Мои дорогие, вы раскрашивате вазы, а я ведь поставила вам фотографии, чтобы вы видели, как это можно делать, и вокруг, и внутри, это просто игра с цветами.

    Посему, давайте не раскрашивать вазы. Будем лепить. Выберите ту, форма которой вас устраивает, и вперед. Лепить можно не только из пластилина и глины, можо лепить из газет и бумаги с помощью скотча.

    Пожалуйста, поймите, что вы все разные, что не все сразу может выйти даже потому, что одним нужно долго переживать, другим нужно немедленно отреагировать и т.д.
    Учитесь тому, что каждый из вас может дать другому.
    Мы не занимаемся спортом, мы не работаем на результат. Я здесь с вами, чтобы и это понять. Иначе вы будете допускать серьезные ошибки и с собственными детьми.
    Т.е. возникнет тот же порочный круг. А у Васи получается, почему у меня не получается.
    Круг - не может быть, чтобы вы вообще не могли его нарисовать. А если можете круг - вы уже можете очень много. Не загоняйте себя.

    Даже медитативные занятия могут вывести из себя, они вовсе не всем показаны. Тогда или скажите мне, или выберите что-то пока другое из тем.

    Свобода, господа, свобода!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 5:23 pm

    Представьте себе, что мы изучаем ноты, но только в линии и форме, представьте себе, мы сейчас проходим тот путь, который вам в детстве не дали пройти самостоятельно. И, если мы это не поймем путем простых упражнений, мы будем делать то же самое со своими детьми.

    У ребенка звук и линия органично связаны через ритм, и он, своим путем, если ему не мешать, дойдет и до изображений реальности. Но эти процессы мы сами обрываем.
    Мы хотим понятности, вот ваша копия - об этом. Вы растерялись с линиями и решили - но ведь я могу нарисовать "домик". Точно так детям, которые рисуют каляки-маляки, показывают, что они могут нарисовать домик. Или обвести ладошку.

    И тут можно поставить жирную точку. В этом горниле художественного воспитания выживают только бунтари, один на миллион, остальные уходят в воронку.

    Мы с вами через анализ простых форм и понятий выйдем, и к абстракции и к реальности, но, самое главное, научимся или хотя бы приблизимся к тому, что называется искусство.
    Искусство само в вечных поисках. Только подумайте, что бы стало с Рембрандтом, если бы ему показали картину Клее! Для нас же они классики, оба. Мы не знаем, как будет развиваться искусство в мире компьютеризации, когда реальность строится в виртуале.
    Наверняка это очень интересный процесс. И в нем строительный материал жизни - материя и форма, -будут с невероятной скоростью трансформироваться. Что никуда не денется - это материя и форма со всеми их божественными особенностями.

    Важно различать главное и периферийное.
    Главное - дать детям и, стало быть, вам, моим нынешним детям, возможность творчески пройти те этапы, которые вы не смогли пройти в нужном возрасте.
    Главное - научить вас отличать красоту от уродства, слышать (видеть) гармонию и дисгармонию.
    Это то, что нужно вам и вашим детям в первую очередь.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 5:27 pm

    про перо и тушь

    remka писал(а):Да, не слушается еще перо... Мне и бумагу нужно подобрать еще... внутри я понимаю, что хочу.. Почему-то линии получаются одной толщины. не могу добиться в 1й линии утолщения и утоньшения...

    Елена Макарова писал(а):А ты себе говори - нажим, волосная, нажим - волосная.
    Не шучу.

    Вот нашла у Фридл нажим-волосную!

    Изображение

    Думаю, поможет!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 5:28 pm

    Как работать с глиной

    Дело в том, что я никогда не читала книг на эту тему. Но всегда работала с глиной. Поэтому могу вам кое-что рассказать сама.

    Если работа над вещью непродолжительная, то все в порядке. Какая есть, т.е. нормальной консистенции, из такой лепите.

    Если же работа продолжается, но тут надо бдеть. Завернуть ее в мокрую тряпку, лучше типа марли или старенького ситца или полотенечной ткани (синтетические тряпки не пропускают воздух, и создают состояние мыльной бани), положить в полиэтиленовый мешок. Вот и все.

    Как работать с глиной?
    Точно также, как и с пластилином. Нужны руки и стеки для проделывания углублений, шлифовки поверхности.

    Если вы делаете рельеф, нужно, чтобы границы его были ясными и ровными, чтобы они не расползались киселем. Потому что при сушке все это начнет трескаться и крошиться.

    Глину нужно обжигать в специальной муфельной печи, при высокой температуре с соблюдением герметичности.

    Те работы, которые высохли и вам больше не нужны, можно размочить, т.е. положить в ведро и залить водой. Объем глины и объем воды должен быть примерно одинаковым. Иначе при избытке воды у вас выйдет каша и ее придется сушить долго.

    Те работы, которые вы хотите сохранить, могут сохраняться и необожжеными, если они упадут - то разобьются. Соответственно к этому и подходить.

    Для рельфа и простых скульптур, которые мы будем лепить, больше ничего знать не надо.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 10:11 pm

    Не думай пока про свое, ты в себе и никуда от себя не денешься.
    Чтобы сделать свое, надо не бояться повторять повторяющееся, если перефразировать Фридл. Пока мы пытаемся понять, как в изобразительном искусстве 20 века, скажем, огромное содержание искало простые (не примитивные) формы выражения. Понять линию, понять звук, понять точку, понять паузу. Нас этому не учили. Зато учили срисовывать цветок (зачем, если фото лучше?), рисовать к праздникам, и пр. Таким образом в нас притупили и дар восприятия красоты. В лучшем случае утешили нас тем, что все субъективно. Один любит кофе, другой чай, слить вместе - никому не понравится.
    Талант восприятия прекрасного равен таланту его создания. Чтобы просто ощутить красоту линии, тишину паузы, приходится браться за простое. Отправляться на прогулку с углем и бумагой.
    Это не значит, что не зная нот, нельзя наслаждаться музыкой. Но не чувствуя гармонии, ею точно нельзя наслаждаться.
    Гармония - это совершенная композиция - это не сложенность, а слитность. В изобразительном искусстве - слитность линии, цвета и формы. Самое это восприятие слитности развивается тем, что мы здесь делаем, это воспитывает чувство, в первую очередь, и вместе с ним, само мастерство рисования. Такой процесс.
    Вот и вся петрушка.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О семинаре, материалах и т.п.

    Сообщение Елена Макарова » Пт фев 25, 2011 2:50 pm

    Фактуры. Как РИСОВАТЬ ЭТОТ МЕТАЛЛ!!!

    Это из вопросов, которые задают Леше Лельчуку, он прекрасно на них отвечает.
    Я не знаю, как рисовать металл и фактуры. Нет такого правила. Но можно пробовать. То, что получится, показывать. И тогда я, исходя из конкретной проблемы, могу помочь. Откуда я знаю, что могу помочь? Да ниоткуда. Люди, которые, как и я, учились в Суриковском институте или работали у великого скульптора (я работала у Эрнста Неизвестного), никогда не скажут вам, как вообще рисовать металл или фактуру, тем более любую. Ведь это рисует не машина, а АНЯ, у которой есть свой характер, свои уровень мастерства, и т.д. Тогда, глядя на то, что получилось или не получилось у Ани, я, ЖЕЛАЯ разобраться, могу помочь.
    Это со-трудничество на деле, а не вообще.

    Правда, что есть много книг и пособий, еще больше советчиков, которые вам скажут, здорово, как похоже, или чему ты учишься, если не умеешь нарисовать кошку.
    Вы записались ко мне, у меня есть свой взгляд, не говорю - метод, - на то, что эффективно для всех, и каждого в отдельности, если я даю вам рельефы, то знаю на опыте, что прощупав форму со всех сторон, ее потом лучше ощущаешь в рисунке, да и вообще, более внимательно смотришь на вещи. Ведь в рельефе вам приходится "рисовать" формой, видеть, как уходят детали в перспективу, как выглядит рука, на которую облокачиваешься, сколько "тела" остается на поверхности, сколько уходит "в глину", и т.д. И это по книге не изучишь.
    Я изучала анатомию для художников, Баршаи, но она дала мне куда меньше, чем лепка с натуры.
    ТВОРЧЕСТВО вообще, искусство и музыка в частности - это практика.
    Другое дело - зачем вам эта практика. Тут каждый может ответить себе на этот вопрос. Мое представление такое - быт отупляет - творчество - обостряет, наполняет жизнь смыслом, - это идеология. Прагматический же смысл ваших занятий в том, чтобы вырастить детей, понимая суть творчества и не требовать с них того, что сами вам сделать сложно. Чтобы защищать ваших собственных детей от глупости нынешнего преподавания искусства в детсадах и школе. И я вижу результаты. Пока сам не поймешь, пока не проведешь себя через разное (что мы тут и делаем), не будешь знать, что хорошо для твоего ребенка, а что опасно.
    Простой пример - контур. Контур - это границы формы. Форма сама себя образует, и ее "края", состоящие из точек, и есть ее граница, т.е. поверхность. Когда ребенку (кроме случаев гиперактивности, где ребенка нужно довести до результата) дают раскраски, его главная задача - не выйти за линию, что он там раскрашивает - неважно, но зато тренируюется моторика, - занятия искусством переходят в тренировку, и обесценивают само понятие творчества, которое у него прежде было связанно с удовольствием и счастьем "малякать". И еще сто разных примеров я мога бы привести, но хватит того, что уже написано в книгах.

    Предлагаю вам заняться самостоятельным поиском на практике, упражнения, которые я вам даю, этому способствуют, как мне кажется.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О семинаре, материалах и т.п.

    Сообщение Елена Макарова » Пт фев 25, 2011 2:51 pm

    Дорогие мои! Нашла вот такое свое вступление еще на семинаре Даниловой к первому виртуальному семинару.

    Я полгода отвечала на все ваши вопросы, или развивала предложенные вами темы.
    Теперь попробуем позаниматься искусством. Какая в этом польза? Да такая же, как в дыхании, пище и отправлениях (да-да!). В процессе занятий искусством происходят непредвиденные проникновения в суть вещей. Поэтому я решила с вами не заниматься упражнениями на развитие фантазии и воображения, а погрузить вас в «делание» искусства.

    Тот, кто читал мои книги, знает, что я училась сначала в Суриковской школе (ЦХШ), потом в художественной школе № 2 Краснопресненского р-на Москвы, параллельно работала в мастерской скульптора Эрнста Неизвестного, потом училась год на монументальном отделении скульптуры в Суриковском институте, и все это не сделало из меня скульптора-монументалиста. Я до сих пор очень люблю лепить, но судьба, богатая на выдумки, предложила мне много разных профессий, и все они очень обогатили мое мировосприятие. Больше всего меня интересует жизнь, и все с ней связанное. В молодом возрасте, в котором вы сейчас и пребываете, мне казалось, кто я должна сделать выбор между искусством и литературой, между преподаванием и изучением истории, остановиться на чем-то одном, и в этом деле совершенствоваться.
    Может, это и было бы правильным решением, кто знает, факт тот, что вышло иначе.
    Теперь жизнь предложила мне новую задачу – провести семинар в виртуальном пространстве. Как тут быть? Я обратилась за советом к моим виртуальным учителям – Иоганнесу Иттену, Фридл Дикер-Брандейс и Эдит Крамер, и они посоветовали не мудрствовать лукаво, а пройти с вами тот путь, который прошли они с неоценимой пользой для себя.
    Вы скажете, ну вот, зачем нам старье, давайте чего-нибудь новенькое, а я вам отвечу, что новое – это хорошо забытое старое. Это не мои слова, но очень правильные, присваиваю. Новое все равно возникнет, куда ему деваться!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    След.

    Вернуться в Лена Макарова - рассуждансы



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2