• Елена Макарова. Об искусстве и музеях

    Елена Макарова. Об искусстве и музеях

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 2:49 pm

    ИСКУССТВО НЕ ВОСПРОИЗВОДИТ ВИДИМОЕ.
    ОНО ДЕЛАЕТ ВИДИМЫМ.
    Что значит ИСКУССТВО СОЗДАЕТ ВИДИМОЕ.

    Подумайте над этим.

    Далее, по Клее:

    Формальными элементами, с которых все начинается, являются
    точки, линейные, плосткостные и пространственные явления, которым надлежит входить в состав произведения.

    Это то, чем мы всегда оперируем, без них - ну никуда не деться.
    Если придумаете другие элементы, я буду счастлива. (Е.М.).

    Элементы должны дать в итоге формы, не принося самих себя в жертву. Сохраняя сами себя.

    Вот Клее со свойственной ему гениальной простотой описывает, как набрасывается пейзаж. Дйствие происходит всегда в пространстве и времени, правда ведь?

    Читаем:

    Вот он (художник) ставит точку и от нее начинает движение. Появляется линия. Немного погодя линия останавливается, как человек, переводящий дыхание. Линия прерывается, иногда не один раз.
    Потом - как бы быстрый взгляд назад, насколько далеко мы уже продвинулись (короткое линейное движение в противоположном направлении).
    Художник мысленно оценивает путь туда и оттуда (возникает узел линий).
    Потом рисуется пересекаемое нами препятствие - река (волнообразное движение). Дальше сверху мост (наносится ряд дуг)...
    За ними поле (плоскость, заштрихованная линиями)...

    Клее пишет, что прозведение искусства строится фрагмент за фрагментом, ничуть не иначе, чем дом.

    Точка, становясь движением и линией, требует времени. равным образом это относится к видоизменению линии в плоскость. И то же самое требуется при переходе плоскостей в пространство.
    Движущаяся точка, создавая линию, творит форму.
    Форма - это не результат, это ГЕНЕЗИС.
    ИССКУСТВО СУЩЕСТВУЕТ ПО ТЕМ ЖЕ ЗАКОНАМ,
    что и все МИРОЗДАНИЕ.


    Елена Макарова писал(а):Движущаяся точка, создавая линию, творит форму.
    Форма - это не результат, это ГЕНЕЗИС.

    Это больше всего мне понравилось.

    Тут речь идет о художнике.
    О творящем движении, создающем миры..
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Вт фев 22, 2011 3:13 pm

    Меня спросила Рита, чем отличается рисунок от фотографии, и я ответила ей и переставляю сюда на общее обозрение

    Прием фотографа - получить весь образ целиком и сразу. В рисунке существуют пропуски, не всегда нужно рисовать все, выразительность рисунка не в этом. Реалистический портрет - это тоже не фотография.

    Вот Манины наброски, для наглядного примера

    Изображение

    автопротрет (1,2)

    Изображение

    Изображение

    сестра Яна

    Изображение

    разные ракурсы

    Изображение
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. О разном.

    Сообщение Елена Макарова » Ср фев 23, 2011 5:10 pm

    У меня нет никаких предубеждений относительно стилей, и я ценю мастерство. Искусство и отражает и выражает.
    Русские пейзажисты тому пример. Есть глубокие, есть салонные, при высочайшей технике тех и других. Например, "Грачи прилетели" - это глубокая работа, а лес Шишкина - скорее, салонная, т.е. умея так писать, можно так написать множество картин. Что Шишкин с успехом и делал. При этом он очень хороший художник, у него все дышит, но как колорист (работа с цветом) - не очень одаренный. Скажем, Куинджи, очень много позаимствовал у немецкого художника Гаспара Фридриха, но у него был мощный колористический дар, то бишь он умел СГУЩАТЬ КРАСКИ. Шишкин не умел. И не брался.
    Монна Лиза не может быть понята просто так. По мнению Фридл, которое я разделяю с ней полностью, шедевры понять почти невозможно. Во-первых, есть естественное сопротивление человеческой натуры к "общему мнению".
    Когда ты еще глаза не открыл на свет, ты уже знаешь, что Мона Лиза - шедевр. Но, если посмотреть работы Леонардо, если вдуматься в то, что это супермен натворил в истории культуры, то можно приблизиться к пониманию шедевра.
    Лучше всего сделать копию. В этот момент вы будете проникать в произведение не только зрительно, но и осязательно. И вот тут-то Вы увидите, насколько неспособны еще эту вещь понять. Что в ней есть что-то, что невозможно передать.
    Копию с работы Шишкина сделать будет проще. Честное слово.

    Теперь Малевич. Этот художик, большой художник, прошел огромный путь от фавизма, т.е. от цветописания мира, до черного скепсиса. Понятно, что если смотреть на черный квадрат, особенно в репродукции, понять трудно. Но такое произведение имеет место быть, и это не голый король.
    Вещи, которые возникают у больших художников, требуют внимательного отношения и обдумывания. Тут может быть и эпатаж, но и глубокая боль.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. Об искусстве и музеях

    Сообщение Елена Макарова » Вт мар 01, 2011 2:31 pm

    МУЗЕИ и ДЕТИ

    Не знаю, куда это поставить, чтобы все интересующиеся могли прочесть, не знаю, скажу ли что-то, что вы и без меня не знаете, однако попробую, стерев хайфский пот с лица, поразмышлять вслух.

    Ребенок не пассивный наблюдатель. Исходя из этого, его лучше не брать в музеи, если вы не знаете, что в них, если вы сами не любите посещать музеи и т.д.
    Если не знаешь, чем помочь - не мешай.

    Но вот случилось так, что вы с маленьким ребенком оказались в музее. Не страшно! Следуйте за ним, пусть он вам сам все показывает и объясняет. Возьмите с собой бумагу и карандаш, ничем другим в музее рисовать нельзя, и то, что привлечет его внимание, попробуйте нарисовать, если ему после пяти, он тоже может попробовать.

    Зачем это нужно? Читайте Корбюзье.

    В музее продаются открытки. Если вы купите одну открытку, то дайте задание найти картину или что-то там изображено на открытке, в экспозиции. Это заставит ребенка вглядываться во все. А это то, что нам нужно.

    Открытку он может выбрать сам. Если никая не понравится, что вполне возможно, не впадайте в панику. Скажите, что мы сами нарисуем картину и сдадим в этот музей, главное, найти подходящее место, чтобы ее повесить.

    Закрадется мысль, что эти картины не всегда тут были, их кто-то сначала рисовал, а потом вешал.
    То есть что это живое место, место, где что-то может измениться к лучшему (если сейчас все плохо).

    Ни в коем случае не ждите восторгов от ребенка - похоже на море, арбуз как живой и т.д. - ребенку до 5 лет это совершенно не интересно, для него рисунок - это способ осознания мира и себя в нем, а вовсе не уровень мастерства в передаче того, что мы и так своими глазами видим.

    Названия. Все объекты в музеях подписаны. Маленькие читать не умеют. И вам трудновато, мелко. Как называется эта картина? Они скажут сразу.
    Они назовут - а, стало быть, присмотрятся. Не спрашивайте, что изображено, спрашивайте, как это называется.

    С младшими школьниками не ходить без блоконота и карандаша. Выдумывать задания - увидишь красавицу - нарисуй ей жениха, увидишь машину, нарисуй, кто в ней сидит, и т.д. Они уже боятся зарисовывать - вдруг, выйдет непохоже, а вот выдумывать на тему - это пожалуйста. Те, кто чувствует в себе силу, нарисуют, что видят, без ваших предложений. Вы делаете все то же самое, вы не ментор, вы друг по счастью (или несчастью), вы равны в умении и неумении.

    В конце подытожить, что больше всего понравилось, посчитать, сколько вам, сколько вашему дитяте, и обязательно вернуться к этим работам, попрощаться с ними.
    Ведь вы уйдете, а они там так и останутся, ни погулять, ни размяться.

    Много еще можно говорить, но, по-моему, направление ясно.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Елена Макарова. Об искусстве и музеях

    Сообщение Елена Макарова » Вт мар 01, 2011 2:32 pm

    Я вам тут пообещала выдержки из Корбюзье, те, что читала вслух в самом начале семинара.

    Когда путешествуют и изучают зримые объекты: архитектуру, живопись или скульптуру, то смотрят и зарисовывают для того, чтобы постичь видимые вещи, понять и запомнить их. Когда вещи проникли в ваше сознание в результате работы карандашом, они остаются в вас на всю жизнь, они написаны; они записаны.
    Фотоаппарат - орудие лени, так как вы доверяете механическому прибору миссию видеть и фиксировать для себя.
    Рисовать самому, следить за абрисом профиля, заполнять поверхности, узнавать объемы и т.д. - это прежде всего смотреть, быть способным наблюдать, даже открывать... В этот момент у вас появляется способность изобретать. Процесс изобретательства приводит к созиданию; все существо вовлечено в действие; это действие знаменует вершину. Другие оказались пассивными; вы же, вы видели!

    Рисовать (наблюдать, открывать, изобретать, создавать)
    Рисуя, учишься видеть зарождение вещей. Ты видишь, как они развиваются, растут, испытывают метаморфозы, расцветают, цветут, умирают и т. д. Мы бесповоротно придерживаемся принципа познания «от внутреннего к внешнему». Жизнь каждой вещи имеет биологическое начало. Биология плана или разреза столь же необходима, как биология любого создания природы. Введение термина биология раскрывает сущность исследований в области современной строительной деятельности. Жить, работать, развивать тело и дух, двигаться – это действия, соответствующие функционированию кровеносной, нервной и дыхательной систем. От внутреннего к внешнему… Все заложено в зародыше. По-настоящему можно оценить и полюбить лишь тогда, когда, увидев красивое, мы в результате рассмотрения, изучения, исследования проникаем в самое сердце вещей. Лишь пройдя долгий путь, мы сможем проникнуть в сердце вещи.
    Ле Корбюзье
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва


    Вернуться в Лена Макарова - рассуждансы



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1