Надеюсь, это не прощание, а "до свидания".
Не знаю, когда я решусь отправиться в следующее путешествие, но рада, что возможностей много, одна привлекательнее другой!
Участие в семинаре дало внутренние разрешение и выделило время: рисовать кастрюлю - вместо варки супа, вынимать "хлам" из дальних углов - вместо раскладывания вещей по местам. Время разбрасывать мусор и собирать ощущения.
Я продолжаю знакомиться с дневниками однокурсников. Как Лена с нами справляется?! Это похоже на сеанс одновременной игры на ста досках. Но на другой стороне - не соперники, а друзья, нуждающиеся в поддержке. С совершенно разными способностями и умениями. С большими и маленькими бедами.
Лимонное дерево.Я записала в Сашином дневнике содержание услышанного мной по радио стихотворения неизвестной мне израильской поэтессы.
Для меня оно тесно связано с атмосферой семинара.
<<Каждое утро я подхожу к лимонному дереву, растущему в моём дворе.
Я не собираю лимоны.
Я прикасаюсь к стволу и ветвям и говорю ему:
"Какой же ты молодец! Какие замечательные плоды ты приносишь!">>
Перечитываю задания, пересматриваю дневник. Фактически, это шестой урок.Пусть это будут не итоги, а перспектива.
Урок 1. Чёрно белый урок с углём и рулонами бумаги. Радостное возбуждение - помню. Радость успокоения и освобождения - не помню. Надо купить ещё бумаги и всё повторить. Но с чего это взрослая тётка будет ползать по полу, перемазанная углём? Нужен повод. Если удастся вовлечь в игру всю семью - будет отличный повод! Ведь и дочерям нужен теперь повод. Тем более, их мужьям.
Урок 2. ЦветЛена, я так и не поняла, как создавать много своих цветов акварелью и, главное, как это у людей получается красиво накладывать друг на друга нежные прозрачные цвета. Предприняла несколько попыток - получилась грязь. Буду продолжать. Купила гуашь (зря, наверное, она тупая) и четыре тюбика акрила - ещё не открывала. Хорошо бы вернуться к Иттену с другими красящими средствами :))
Кусочек ткани Фридл, попавший на лист с моими пробами цветов по образцу терезинских детей. Соединила их фоном и колючей проволокой, как умела.
Потом попалось высказывание Фаворского
о единстве времён в правильной картине.
Технически картинка несовершенна. Но не в этом дело.
Семинар, фактически, посвящён памяти убитых еврейских детей и их учительницы. В этом месте это почувствовали все, наверное.
Вот Юля пишет :
"Удивительные чувства возникают именно при копировании. Это, будто знакомство с ней..живой.. вот она сидит и шьет.. стежок за стежком..."
Я записала, но не задала тогда Лене почти риторический вопрос:
"Вы сознательно объединили для нас времена или просто Вы уже много лет живёте в двух временах, не всегда замечая это?"
Урок 3. ФОРМА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕСамое интересное - спиральки. Но они получаются у меня плоховато. Буду продолжать!
Мой Моранди всем понравился. А мне понравилась глина!
Такой у меня получился послеморандий:
"Все произошло из праха, и все возвратится в прах."
УРОК 4. ВОЙТИ В ЧУЖОЕ ПРОСТРАНСТВОЗнаете, в этой теме было особенно интересно войти в пространство чужих дневников! Какие интересные пространства народ там насоздавал!
В пространстве Вермеера Колокольный звон Не знаю, какую картинку выбрать. Это ведь не картинка, а размышление на тему картинки.
Урок 5. В СУТКАХ, УВЫ, ВСЕГО 24 ЧАСАПокажу всё по порядку.
СонЗавтракМост Сислея. Он нарисовался сам собой. И внушил мне некоторую смелость в обращении с углём.
Мост с натуры. Не произведение, но подвиг. Удивительно, что я вообще на это решилась. Через неделю нарисовала ещё один мост с натуры, правда не очень удачно :)
19:00Всем-всем спасибо за соучастие.
Вам, Лена, это понятно. Модераторам и старшекурсницам - я не всегда вас благодарила не от безразличия, просто не знала, куда "спасибо" засунуть! И первокурсникам - было важно ощущать ваше плечо рядом. Когда я отчаивалась от собственной бестолковости - я обнаруживала, что и другие не сразу поняли задание! Но, главное, приятно оказаться в компании творческих людей, наблюдать за рождением мыслей и образов.