Страница 1 из 9

3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2019 1:02 pm
Елена Макарова
Смотреть, видеть… и увидеть

Мы живем в мире избыточной информации. В эпоху эклектики и развязанной связанности.
Разумеется, открытость всех «видимых» ресурсов на экране нашего главного спутника жизни – мобильного телефона – дает нам возможность непрерывной связи с миром. Это – зримые узы. Мы видны и слышны, уже незачем писать друг другу пространные письма и волноваться у часов, придет или не придет возлюбленный.

А век тому назад все было окутано тайной. Как у Александра Блока:

Ранний час. В пути незрима
Разгорается мечта.
Плещут крылья серафима,
Высь прозрачна, даль чиста.

Высь ныне изборождена самолетами, с далью все еще бывает, как у Блока.

Так что же нам делать? Как нам заставить свое внимание концентрироваться, как мыслить, не перескакивая с пятого на сорок пятое?
Как видеть целое?

Когда-то в ответ на высокую похвалу поэта Инны Лиснянской (по счастливому стечению обстоятельств являющейся моей мамой) о романе «Фридл» я писала:
«Что до моей гениальности, то слухи о ней прошу считать преувеличенными. У гениальных все связывается воедино, а у меня все трещит по швам. Но что-то мною движет, и, скорее, интерес, любопытство, желание узнать, научиться распознавать вещи и явления, это метонимические поиски, но, даже если они меня не приведут к конечному продукту – результату, они интересны сами по себе».

МЕТОНИМИЧЕСКИЕ ПОИСКИ

Вспомнился первый семинар Эдит Крамер в Вене, с австрийскими психотерапевтами в 1994 году. Задания были на «коммуникацию» и «проблему перевода». За идею «перевода» я получила от Эдит "материальное" поощрение - ужин в роскошном ресторане в "Саду роз". Там мы и обсуждали, как построить семинар.
Первое задание на коммуникацию: каждый рисует свое дерево, два метра высотой, на полу, углем. Из деревьев надо составить лес. Рисунки деревьев лежат на полу, один за другим, как и были нарисованы. Но это еще не лес. "Психотерапевтши" смотрят на работы друг друга, ищут как их соединить, и почему только по горизонтали? А если одно дерево приставить к другому, по вертикали. Но как быть с корнями? Есть деревья, которые ну совершенно не смотрятся вместе, а есть и такие, что точно из одной рощи. Это задание выявило механизмы процесса объединения людей в рабочую группу.
Следующее задание: свободное рисование красками. Когда картины были готовы, была роздана глина - картины предстояло вылепить. Это многих поставило в тупик. Однако все, что выражается в цвете, может быть выражено в форме.
Надо вспомнить первый импульс, первую идею, которая заставила взяться за кисть. Это задание обнаружило разные пути "перевода", вербальный, когда в форме передавался сюжет картины, невербальный – когда в ней выражается состояние, и метонимический, когда какая-нибудь деталь картины "доводится" до целого в скульптуре.
За два дня общее настроение в группе изменилось. Все успокоились, просветлели. Вот это и был результатом общения с Эдит, и через нее - с искусством.
В конце семинара это уже были не те люди, которые ерзали на стульях перед тем, как представиться Эдит, не те, кто боялся прикоснуться к углю и провести первую линию. Ушел страх, все довольны, и так не хочется расставаться.
На самом деле, не так уж и важно, какие задания были даны группе. Важна Эдит, существование с ней в одном пространстве, работа под ее присмотром. Терапия - это не набор схоластических приемов, это сам человек.
Так что же это такое – метонимия? Ю.М. Лотман определяет акт метонимии как выделение существенно-специфического и исключение из рассмотрения несущественного.
Скажем, по фрагменту картины мы можем опознать художника. Нам не нужно для этого помнить все детали изображаемого, но есть что-то специфическое в мазках или сочетании цветов. Вы без труда узнаете Мондриана или Ван Гога по таким фрагментам. Однако, если вы посмотрите на фрагменты ранних работ этих художников, то вы вряд ли сможете с той же однозначностью определить почерк. Т.е., продолжая эту мысль, в поздних не осталось ничего несущественного? А можно и иначе подумать: художник находит «существенно-специфическое», оно оказывается востребованным публикой и покупателями, и остается лишь одно – не изменять стилю, повторять достигнутое, тиражировать успех. Однообразность стиля – это хорошо или плохо?

Я когда-то писала о метонимическом подходе в лепке. Маленький ребенок жмет пальцем на пластилин, "отжалось" ухо – вот и заяц, его не надо вылепливать, ребенок знает, что это именно заяц, ни к чему доказательства. Но мы взрослеем, и нам становится нужен заяц, похожий на зайца, хотя бы мультяшного. Заяц Дюрера – он настоящий, хотя неизвестно, рисовал ли он живого или охотничий трофей. Второе кажется правдой.



Но нам теперь, когда есть фотография и классический рисунок Дюрера, других зайцев вроде бы и производить не надо. А что надо? Мы все еще хотим передать то, что видим, один к одному, или незачем уже?

Изображение

Ох, сколько вопросов… Ни на один нет однозначного ответа.
Я уж молчу о том, что такое искусство сегодня, как в этом лесу попыток и упражнений найти искусство как таковое.

Что же мы будем делать после расплывчатой сей тирады?
Чем займемся?

На чем сконцентрируем наше внимание?
Об этом вы узнаете из заданий.
Урок 1. Умозрительность и «зрительность»
Урок 2. Этруски. Эклектика – соразмерность – выразительность
Урок 3. Масштаб событий и относительность величин в искусстве
Урок 4. Избыточность и недостаточность – где мера?
Урок 5. Древние греки. Гармония

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2019 1:58 pm
Marie
Запись на семинар - в этой теме. Стоимость прежняя - 100 долларов. Реквизиты смотрите в письме, отправленном на адрес, указанный при регистрации. Зеленым цветом отмечаем в списке тех, чья оплата подтверждена.

Масик (читатель)
Oxunny
Olga_M
irincus
Вихорева Таня
Elenko
Агния (читатель)
савина
Вероника77
Елена Газанчян
Екатерина1103
Алена Кулакова
tonya
Fanny
Annaviktorija
Olala
Мэри (читатель)
strekoza (читатель)
ky4amala
piumetta
alex_d
Юлия Орлова
Таня Хмельницкая
titali
Teyla
Таня_Гор
Сню
Нюрка
Метель
linna
Катя (читатель)
Pea (читатель)

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2019 6:29 pm
Вероника77
Мария, добрый день!
Ох, тема то какая ...
А кто на 2-м не был
К 3-му не подходи или можно?

Я бы попробовала. Если можно.
Спасибо

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2019 10:59 pm
Елена Газанчян
и меня запишите, пожалуйста!

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2019 11:00 pm
Елена Макарова
Леночка, ура тебе!

Вероник, тогда сигай на третий, мне кажется, два сразу - очень много...

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Ср авг 07, 2019 12:26 am
Екатерина1103
И меня тоже запишите пожалуйста! Соскучилась!

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Ср авг 07, 2019 1:58 am
Marie
Всех отметила! Ждите письма!

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Ср авг 07, 2019 4:04 pm
Алёна Кулакова
Елена Григорьевна, здравствуйте! Такая тема великолепная на третьем! А можно сразу на третий, минуя второй? Два сразу мне не успеть.

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Ср авг 07, 2019 4:05 pm
Алёна Кулакова
Я думаю, что второй ведь повторится, а третий нет.

Re: 3 курс.Смотреть, видеть... и увидеть. Начало 14.09.2019

СообщениеДобавлено: Ср авг 07, 2019 4:17 pm
Marie
Записываю)) Письмо о подтверждении участия получили))