• Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение Елена Макарова » Вс янв 30, 2011 8:50 pm

    Это лишь часть лекций об образовании.
    Поищу еще.

    Лекции

    Лекционная жизнь гетто была необычайно разнообразна и насыщена. До нас дошли сведения о 2400 лекциях, прочитанных за три года пятьюстами лекторами. В действительности их было значительно больше. Специалисты высочайшего уровня и дилетанты читали отдельные лекции и целые курсы по философии Гегеля, женскому вопросу, театру кабуки, сионизму и иудаизму, квантовой теории, принципам градостроения, истории пражского еврейства, истории спортивных игр и др. Списки лекций еженедельно подавались на утверждение в немецкую комендатуру. Единственные запрещенные темы – коммунизм и фашизм – скрывались под невинными названиями. Для старых профессоров, не способных заниматься тяжелым физическим трудом, лекции стали существенной добавкой к скудному рациону – гонорар за одно выступление составлял 25 граммов маргарина. Число слушателей лекций измерялось десятками тысяч.
    “На цикл лекций о великих мыслителях прошлого приходило 600-800 человек, – пишет Эмиль Утиц. – При том, что этот цикл читался поздней осенью, на огромном казарменном чердаке, при том, что ледяной ветер проделал щели в крыше. Людям приходилось подыматься вверх по шатким лестницам, а домой возвращаться в полную темень. <…> Могу с уверенностью сказать, что каждый, кто интересно рассказывал, собирал вокруг себя солидный круг слушателей, который оставался ему предан до конца.
    Голод по духовной пище здесь было легче утолить, чем физический. Но духовная свобода оказалась сильней телесного рабства” .

    Многие вспоминали, что образование, полученное в Терезине, не было превзойдено по охвату и глубине никакой дальнейшей учебой, а прослушанные в Терезине лекции в дальнейшем повлияли на выбор профессии.

    Гонда Редлих организует детские дома, тщательно отбирает воспитателей, инспектирует работу, разрешает конфликты, насаждает иврит, отменяет празднование Рождества и вменяет справление еврейских праздников, присутствует на детских спектаклях, аплодирует незамысловатой детской сказочке, разыгранной на самодельной сцене, пробует себя в драматургии, пишет пьесу "Большая тень", присутствует на открытии выставки в детском доме девочек, – от его взора не уходит ни одна история, – он понимает, что терезинский опыт послужит в будущем материалом для обширного исследования по психологии, социологии, праву.

    Свое педагогическое кредо Гонда формулирует в лекции , которую он читает на семинаре педагогов в июле 1943 года.
    «Наша ситуация напоминает состояние пловца, пытающегося достичь берега во время шторма. Результаты собственных усилий он сможет оценить лишь когда, оказавшись на берегу, взглянет в лицо бушующей стихии, с которой он только что сражался не на жизнь, а на смерть.
    Точно так же сейчас невозможно оценить результаты нашей работы – куда проще говорить о задачах. В какой степени они будут выполнены, мы поймем позже.
    Работу с молодежью, которую нам поручает руководство гетто, уместно разделить на три пункта:
    Первое: борьба за улучшение условий жизни детей. В нормальной жизни родители сами решают, что ребенку можно позволить, а что нельзя; здесь же выбор делает коллектив, который вынужден в чем-то отказать детям, дабы обеспечить их самыми необходимыми вещами. Наша действительность такова, что мы не в состоянии полностью удовлетворить все потребности... Отдел по работе с детьми и молодежью стоит на стороне детей, борется за лучшие условия, жилье, еду, гигиену.
    Второе: выбор воспитателя. Это, пожалуй, самая трудная задача. Во всех наших детских домах воспитателю приходится быть одновременно и учителем, и врачом-гигиенистом, и, до определенной степени, отцом и матерью... Таких универсальных воспитателей довольно мало. Истинная любовь и вдохновение – на вес золота. И отдых воспитателя – на вес золота. Он же выматывается до потери сознания. Воспитатель не имеет права хоронить свою творческую волю на кладбище бюрократических инструкций, но при этом обязан быть дисциплинированным и служить примером как детям, так и взрослым.
    Здесь мы подходим к самой важной проблеме, к задачам самого воспитателя. Миссия, возложенная на воспитателя в гетто, ответственнее, чем в обычной жизни. Здесь, под натиском трудностей, мораль становится относительной и необязательной. Воспитатель должен этому противостоять. И шаблонные фразы здесь не помогут – ему необходимо завоевать доверие детей: ведь наши дети не слишком доверчивы, во всяком случае, они отличаются от тех, кто живет нормальной жизнью. Здесь общение воспитателя с детьми не может сводиться к паре уроков в школе. Он живет вместе с ними, между учителем и учениками исчезает дистанция, ребенок перестает идеализировать воспитателя. С другой стороны, под напором трудностей ребенок ищет опору и гораздо теснее сближается с воспитателем, что дает преподавателю большой шанс.
    Помню, как однажды, еще на воле, я, уходя с футбольного матча, увидел в толпе плачущего ребенка, потерянного, затолканного толпой. Я вызволил его из этого кошмара, он был мне так благодарен, что никак не хотел со мной расставаться. В Терезине я часто вспоминаю об этом случае. Наш, терезинский ребенок затерян и затолкан в огромной толпе, как в буквальном, так и в переносном смысле.
    У воспитателей нет возможности проводить систематические занятия. Занятия запрещены, и тут кроется труднейшая задача для воспитателя: дать ребенку в руки книгу, чтобы он сам читал и расширял свой кругозор.
    Многие наши воспитанники достигли возраста полового созревания, когда закладываются основы. Хороший воспитатель способен откорректировать ошибки предыдущих поколений – тех поколений, которые наивно думали, что несколько десятков лет призрачной свободы снимут с них груз тысячелетней еврейской судьбы. Тех поколений, которые, замкнувшись в кругу семьи, взирали со стороны на еврейские проблемы, относясь к ним невероятно безответственно. Если воспитателю удастся побороть эту ограниченность, подвести ребенка и юношу к осознанию того, что жизнь это не шаблон, вырезанный по образцу одной семьи, что жизнь одиночки неотделима от жизни народа, от судьбы всего человечества, что платонических рассуждений о социальной справедливости недостаточно, за нее надо бороться, – вот тогда мы будем довольны результатами нашей работы. Но судить об этом мы сможем лишь позднее» .

    Гонда полагается на будущее – оно рассудит. И при этом неустанно вопрошает. Кого? Себя? Совет cтарейшин? Человечество? Создателя?
    Умению правильно ставить вопрос учит еврейская традиция. Но как применить это учение здесь, где сама ситуация неправильная? Ведь никто не спрашивает, зачем отправлять на смерть ни в чем не повинных людей, спрашивают, кого отправлять?!
    “Не подходим ли мы к последней черте?” – вот первый по счету вопрос в дневнике, он задан Гондой во время отправки первого транспорта в Польшу и одновременно с этим – вынесения смертного приговора еврейским юношам за нелегальную переписку. Вопросы риторические как правило, ответа не имеют. Но и конкретные вопросы – тоже.
    “Кого освобождать от транспорта? Молодых? Стариков?”
    “Куда девать тех, кто приедет? На чердаки? Но что будет зимой, когда будет еще холодней?”
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение Елена Макарова » Вс янв 30, 2011 8:52 pm

    Думаю, пока хватит.
    Вообще, если кто-то может поставить все эти книги в интернете, будет здорово. Сколько людей сможет их прочитать!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение assol » Вс янв 30, 2011 9:01 pm

    Елена Макарова писал(а):Вообще, если кто-то может поставить все эти книги в интернете, будет здорово. Сколько людей сможет их прочитать!

    лена, попробуем на выходные
    на эти выходные
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение Елена Макарова » Вс янв 30, 2011 9:18 pm

    Это очень сложная работа, в книгах множество примечаний, даже если давать только тексты без рисунков, примечания надо ставить вручную, они находятся по бокам книги в отдельных файлах.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение assol » Вс янв 30, 2011 9:19 pm

    Елена Макарова писал(а):Это очень сложная работа, в книгах множество примечаний

    да...
    я именно о них и думаю
    о примечаниях
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    assol

     
    Сообщения: 1395
    Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 9:32 pm
    Откуда: Хайфа, Израиль

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение remka » Вс янв 30, 2011 9:53 pm

    А я хочу напомнить о бумажных книгах. Судя по тиражу - их в разных книжных магазинах уже осталось очень мало.

    Никакой интернет не заменит настоящей книги.

    Посмотрите на наличие: ОГРАНИЧЕНО. Значит их осталось всего несколько штук...

    ИзображениеКрепость над бездной. Терезинские лекции, 1941-1944 годы

    ИзображениеКрепость над бездной. Я - блуждающий ребенок. Дети и учителя в гетто Терезин 1941-1945

    ИзображениеКрепость над бездной. Книга четвертая. Искусство, музыка и театр в Терезине, 1941-1945
    Аватара пользователя
    remka

     
    Сообщения: 2477
    Зарегистрирован: Чт апр 10, 2008 10:43 am
    Откуда: Germany, Hildesheim

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение Елена Макарова » Вс янв 30, 2011 10:00 pm

    У меня дома они есть, но как их переслать?
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение remka » Вс янв 30, 2011 10:38 pm

    То, что есть дома - девчонки, которые едут в Словацкий лагерь могут привезти с собой, раз - немного взять на миланский семинар два..

    Пересылать.. в принципе тоже можно. Но, как мне помнится, там в основном 4 том, да?
    Аватара пользователя
    remka

     
    Сообщения: 2477
    Зарегистрирован: Чт апр 10, 2008 10:43 am
    Откуда: Germany, Hildesheim

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение Елена Макарова » Вс янв 30, 2011 10:42 pm

    Юленька, 3-й и 4-й точно есть у нас. Первый весь раскупили - Дневники, Второй - про детей и воспитателей - у меня 2 штуки, но в продаже, может, и есть.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Выставка Елены Макаровой. Январь 2011

    Сообщение Mogetik » Вс янв 30, 2011 10:51 pm

    Лена, здорово, что Вы выставляете здесь эти тексты из книги. И интервью такое замечательное. Спасибо!
    Аватара пользователя
    Mogetik

     
    Сообщения: 786
    Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 1:28 am

    Пред.След.

    Вернуться в Выставки Елены Макаровой



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2