• Простые вещи в вопросах и ответах

    За кулисами

    Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Женя-Женечка » Сб май 31, 2008 10:43 pm

    Эта страничка содержит в себе вопросы родителей и ответы на них Лены Макаровой.
    До определенного момента здесь всё цитатами.
    Надеюсь оставаться в таком виде будет очень недолго.
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Женя-Женечка

     
    Сообщения: 291
    Зарегистрирован: Сб апр 12, 2008 9:42 am
    Откуда: Москва, Россия

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Женя-Женечка » Сб май 31, 2008 10:49 pm

    Елена Макарова, скажите, пожалуйста, надо ли обращать внимание на цвета, которые выбирает малыш при рисовании? Или в таком возрасте выбор еще ни о чем не говорит?

    Не выбирать, а, скорее, наблюдать, что выбирает ребенок. Безусловно выбор цвета, при том навязчивый, о чем-то говорит. Например, рисунки детей во время болезни часто отличаются по цвету от рисунков в здоровом состоянии. Я знала такую чуткую мамашу, которая по рисункам видела (цвет и композиция), что ребенок заболевает и бросалась его лечить. Но в возрасте до трех лет выбор цветов часто происходит методом тыка.
    Моя дочка(ей только исполнился 1 год). в последнее время выбирает карандаш черного цвета. Елена Макарова, может знаете, почему так? Рисуем масляной пастелью, и карандаши остальных цветов тоже оставляют на бумаге четкий след. Пыталась подсовывать разные, но она отбрасывает один за другим, из баночки с 12 цветами ищет именно черный, и так раз за разом.

    Черное - белое - основа графики. Не надо ничего подсовывать. Пусть рисует черным по белому. Когда она подрастет, можете предоставить ей всю палитру. Пока выполняйте ее пожелание.
    Елена Макарова, я читаю и перечитываю Ваши книги и все пыжусь измениться под их влиянием в лучшую сторону. Но возникают некоторые противоречия, и я хотела бы задать Вам вопрос. Моя дочка в одиночестве рисует редко, зато регулярно просит нарисовать ей что-либо. А я художник еще тот, домик с трубой - уже достижение. Не помешают ли Сашке мои стереотипные рисунки? И кроме того, рисовать приходится быстро, получается очень небрежно и без души. Но как отвертеться от рисования, я не представляю...

    Ваша дочка еще маленькая. У нее с вами любовь, и все, что вы делаете, ей нравится. Вы ей можете домик сделать из коробки, если боитесь стереотипов. В моих книжках история со стереотипами не относится к таким малявкам.

    Думаю, главное в малышовом возрасте получать удовольствие от самого процесса. Разумеется, наблюдательные мамы могут заметить предпочтения или "темы" ребенка, но ведь можно заметить про себя. Не все надо "прорабатывать".
    Не знаю, как ограничивать свободу, а уж как не ограничивать - совершенно не понимаю. Разве только одним - не разрешать прикасаться к материалам, которые могут пачкать. Кстати, здесь нужная некая умеренность. Но у меня ее никогда не хватало. Легче разрешить, и потом убирать и ворчать, чем не разрешить, и потом объяснять ребенку, почему нельзя. Но это у каждого по-разному. Растут скорости, растет желание как можно скорее определить и направить. Чё зря время терять? Под нашим любовно-требовательным взглядом сжимаются детские плечики.


    Маша совсем не хочет рисовать. Краски она отвергла еще в 11 месяцев, т.к. руки испачкались, начала возмущаться. С тех пор вообще, если пачкаем руки, например, во время еды, не ест дальше пока не вытрем. Поначалу в новинку пошли восковые мелки. Изрисовала 4 листа и все. Уже почти четыре месяца только играет с карандашами. Правда, ручкой себя разрисовывала и меня заодно (был такой период два месяца назад). Но тоже перестала. Фломастерами только играет. Пару "каляк" изобразила на цветном картоне на прошлой неделе. Пластилином заинтересовалась только три дня назад. Лепим по 2-3 раза в день. Что можно сделать в нашей ситуации?

    Продолжайте лепить. Лепите весь мир, все, что только в нем есть. А есть в нем и такие вещи, которые слепить невозможно, например, ветер или дождь. Их можно "изобразить" на "заднике" красками. Может, тогда она к ним отнесется благосклонно. Возьмите дощечку побольше, на ней пластилин лучше стоит, и вперед! Пусть она называет "лепешки", а вы вместе расставляйте их по местам.
    Ненароком испачкайтесь, посмотрите на ее реакцию.
    Мы с Асей попробовали рисовать новым способом - за не именеем пока мольберта, рисуем на наклонном листе (ставлю его на обычную подставку для книг). Рисуем всем - кисточками, губкой, ватными палочками, менее охотно - ручками. Вчера вот "открыли" для себя фломастеры. И еще одна важная деталь выяснилась - оказывается Ася рисует исключительно кошек))) Опознать их, естесвенно, невозможно, но Ася упорно твердит, что нарисолвала она именно "Мяу")))

    Кошки
    Кошек надо кормить
    Кошек надо поить
    Кошки гуляют по травке
    И т.д. и т.п.
    Попробуйте сыграть в это, посмотрите, что будет и напишите.
    У нас любимое рисование...кис, телефон, папа, мама, дом....как можно с этим поиграть...еще любит раскрашивать...любит рисовать гуашью и фломастерами

    Попробуйте с каждым из ее любимых персонажей поиграть "кис, телефон, папа, мама, дом". Кошка позвонила по телефону, сказала, что привезли свежие сосиски, мама с папой решили, что за хорошее поведение купят ей сосиску, киска обрадовалась, в доме устроили праздник и т.д. Можно придумать массу историй, но сосиску, например, можно легко слепить, а маму с папой - это надо потрудиться. Раскрашивать - неплохо, но это не "завивает фантазии". А вы ведь хотите, как я понимаю, свободных фантазий.
    Елена Макарова
    Хотела попросить у Вас совета. Я работаю приходящим воспитателем в детском саду. Детки маленькие (до 1.5 лет). Там есть один мальчик Вова. Ему 1.3. Как сказали его родители, он любит рисовать. Как я не пыталась, он совершенно не хочет не рисовать, ни лепить. Ходит сам по себе. Как можно вовлечь его в творчество?

    Попробуйте походить сами по себе в обществе, куда вас позвали для совместной деятельности. Например, все сидят за столом, а вы ходите вокруг.
    Что это? Вызов обществу? Игнорирование? Попытка привлечь к себе внимание? В любом случае, ребенок не может попасть в ритм. Он еще мал, чтобы попасть в него с помощью рисования. Найдите другие пути. Может, дайте всем пустые чашки и ложки, устройте оркестр, и понаблюдайте за ним.
    Елена Макарова
    Я приносила детям музыкальные инструменты - марокасы, бубен, гитару, дудочку, барабан и пр. Его это совершенно не заинтересовало. Я б не напрягалась так сильно, но его родители ждут, когда же покажут работы их мальчика

    Это тогда ваша проблема, а не ребенка. Вы хотите оправдать чаяния родителей.
    И столько инструментов не нужно. Ведь я сказала про чашу и ложку не потому, что других инструментов нет, а потому, что для маленьких детей это игра - пил чай, а теперь музыку играю. Обыденное для нас -это не обыденное для детей. Превращение ложки в барабанную палочку интересней самой барабанной палочки. Проверка свойств окружающих предметов всего важней в этом возрасте. Превратить обыденную жизнь в волшебство - вот, что важно. А не зацикливаться на рисовании. Если родители считают своего малыша прирожденным художником, пусть отдадут его в мастерскую к друзьям-художникам, там он будет окружен предметами искусства. Пусть попробуют.
    Мы в принципе лепим и режем очень много, и с гораздо большим интересом, чем рисуем. Только вот пластилин Лиза больше любит размазывать по клеёнке или по листку бумаги. Объёмные поделки она почему-то не признаёт.

    По размазанному пластилину можно рисовать палочкой, попробуйте, может, понравится.

    По поводу пластилина. Я его предпочитаю глине. Он дает и цвет и форму. Со слепыми, понятно, надо лепить из глины. Они только форму чувствуют. Глину любят не все дети. Я, например, не любила. Она не так выразительна для ребенка, метаморфозы форм он еще не воспринимает, да и форма-то сама для него существует только в момент прикосновения к ней. В темноте все формы пропадают, это пугает маленьких детей. Детей постарше, которые понимают, что существует вчера и завтра, можно переводить на глину, постепенно.
    Раньше Лиза рисовала с большим интересом, разрисовывала весь лист, подходила к нему с разных сторон (мы на полу обычно рисуем), были даже любимые цвета: фиолетовый и коричневый (ну может это и не важно). Теперь берёт лист, черкнёт какую-нибудь палочочку или кружочек, убирает и берёт новый лист. И так может листов десять исчеркать. Я ничего на это не говорю, просто не знаю что говорить. Но вот с чего это началось: однажды я решила научить её рисовать мишек, и научила. Ей понравилось и она их пару дней рисовала. Потом перестала и вместе с этим вся любовь к рисованию пропала. Сейчас я вижу, что ей совсем не интересно рисовать. Я даже перестала ей предлагать краски и фломастеры, но она тем не менее просит. Не знаю причины. Ещё это совпало с тем, что я стала сидеть со своей племянницей, поэтому сейчас у меня как бы два ребёнка. Лизе меня стала сильно к ней ревновать, причём мне это детский психолог сказала, так как она стала обижать свою сестру, которая её на 2 года старше. Может причина в этом.

    История с Лизой понятная. Вам и психолог ее объяснила. Не надо с ней сейчас рисовать, переключитесь на лепку или вырезание, на что-то новое. Ведь ваша племянница рисует лучше. Вы научили дочь рисовать медведя, но, ведь возможно, и племянница умеет рисовать медведя. Так чем же унять ревность? Попробуйте все вместе сделать лес из пластилина, поощряйте дочь за всякие лепешки (листики, шляпки от грибов и т.д.).
    Дорогая Елена Макарова, я хотела бы вас спросить
    Ребенок рисует гуашью, открывает все баночки и начинает рисовать. Кисточку мочит в воде (не моет,а именно мочит), потом набирает краску (именно набирает кусками) и водит по листку. Из-за того что краску не смывает, да и не смыть ее в таком количестве, краски все быстро перемешиваются. Первую партию мы загубили черным цветом, он быстро перечекнул все другие. В следующих партиях вообще черный не открывали (сам не открывал до поры до времени, потом открыл). Вчера новый набор купила, сначала такие красивые яркие краски, потом все смешалось. Когда он рисует, то кажется что просто с наслаждением мешает краски, смотрит как меняются. Сегодня взял мягкую большую кисточку (обычно жесткой рисовал) и смотрел как волоски кружатся по листку, так весь листок и закрасил (раньше рисовал пятнами, а последнее время закрашивает весь лист и только потом говорит, что все). Причем рисует темы - вчера это был белый кот в лесу, а сегодня собака в темном лесу. Это все дедушке на день рождение.
    А вопросы такие:
    1. я покупаю 6 цветов. Стоит покупать 12? Все равно он их смешает. Или пусть смешает будут другие цвета.
    2. учить ли его мало краски брать, мыть кисточку, чтобы были чистые цвета или пусть рисует как хочет?
    3. В начале он наносит пятна, линии и это красиво. Мне нравится, а потом он все больше и больше закрашивает и мне уже не так нравится. Для примера с этой собакой. Когда я первый раз спросила, было желтое пятно, синее и красная линия (линия спящая собака), в конце картины, когда все было закрашево и цвет в основном получится коричневым, ребенок сказал, что это собака в темном лесу, таком темном что собаки от туда не выйти и поэтому ее не видно (на мой взгляд это и есть объяснение, что собаки не видно, а не потому что он хотел ее запереть в темном лесу). Надо ли ее как-то останавливать на стадии пятен, говорить что мне так больше нравится, предлагать другой лист бумаги или пусть закрашивает как ему хочется?
    Думаю, что ему нравится процесс, а результата (собаку похожую на собаку) он еще достичь не может. Мал. При настырном распрашивании (а что это) или даже пристальном наблюдении, ребенок теряется. Он чувствует, что от него что-то хотят (или требуют), чувствует важность того дела, которым сейчас занят, но смысла не понимает.

    Покупайте ему пока 6 красок, и оставьте его в покое. Дайте ему возможность самому повозиться с материалами.
    Тот. кто понимает (мы считаем, что все понимаем - желтая краска плюс синяя краска будет зеленая - во, какие умные), спешит научить. Но это не всегда полезно. У нас, взрослых, сформированная образная система (увы) и богатый набор ассоциаций. У детей этого нет. Они "снимают" первичную информацию.
    Цвет такой и сякой (смешивание), движение (закручивание кисти), темно-светло и т.д. Для трехлетнего ребенка краски и пластилин - это средство, с помощью которого он испытывает свойства вещей, в первую очередь. Предметами искусства они станут гораздо позже.
    Елена Макарова, а бывают дети без творческого начала? Моему сыну два года. Мы перепробовали практически все виды творчества -и рисовать, и лепить. Я вижу, что его ничего особо не увлекло. Он, конечно может что-то сделать, но, как мне кажется, только из желания угодить маме. Никогда ничего не делает по своей задумке, только что я подскажу. И когда я спрашиваю, что он нарисовал(слепил), он снова повторяет то, что я ему говорила, например, в прошлый раз. Такое впечатление складывается, что у него напрочь отсутствует фантазия. Еще его очень устраивает вариант, когда мама сама сделает или нарисует, это ему нравится. Даже разукрашки не особо идут. Что бы Вы посоветовали в такой ситуации? Заниматься с ним по шаблонам?

    Про мальчика Женю. Оставьте его в покое. Наблюдайте за тем, что его интересует. Может, музыка? Не все дети восприимчивы к визуальным образам. Понаблюдайте, что ему самому нравится и напишите. Не надо ему никаких шаблонов.
    Нет нетворческих детей. Созерцание - это тоже творческий процесс, мышление - это тоже творческий процесс. Не нужно толкать ребенка к деятельности. Дайте детям покой! Дайте им жить в их собственном ритме.
    И снова скажу - не форсируйте! Самое главное - быть рядом и отвечать на запросы, не нужно развлекать, это приведет к душевной и умственной лени, постарайтесь развивать то, что само просится. Не смотрите по сторонам - у этой ребенок уже рисует, а у меня - нет. Дети развиваются неравномерно. Речь и моторика тоже не развиваются по взмаху дирижерской палочки. Будьте аккуратны. Чтобы помогать, надо, в первую очередь, не мешать.
    Как понять границу?
    Если ребенок то и дело возвращается к образу, который он не способен, но очень хочет передать визуально, можно ему помочь
    .
    Лучше всего "лепить" его руками, хуже - вылепить наглядное пособие, ребенка это может или очень обрадовать (у взрослых получается, пусть они и делают вместо меня!) или очень огорчить (а я то-дурак!).
    Еще можно "катаньем". Попробовать нарисовать то, что у него не выходит вылепить, или наоборот.
    Наверное, есть еще 1000 способов. Но они приходят на ум в конкретных случаях.

    Не знаю, можно ли назвать то, что я делаю с детьми, обучением лепке. Скорее, это мой любимый материал, с помощью которого я могу легко проникнуть в жизнь ребенка, иногда даже украсить ее.
    Можете ли вы научить сына лепке? Пусть лучше он вас поучит тому, что умеет. Для малыша скатать шарик - это уже большая радость, а если вы ему предложите к шарику прилепить лепешку, тогда это будет что? Назовите, пожалуйста, все предметы, которые могут получиться из соединения шарика и лепешки. А потом спросите у своего сына.
    Елена Макарова, а стоит ли убрать краски и пластилин из вида на некоторое время? Они у нас лежат на видном месте и я достаю их как только Маша попросит.

    Попробуте. Вообще, не заморачивайтесь с этими проблемами.
    Нужно всегда искать третий путь. Например, возьмите большой лист бумаги (жатой, для легкости), направьте в темноте свет на себя и на этот лист бумаги.
    Сомните его, и начинайте вместе с ним "дышать". Бумага такого типа имеет свойство расправляться с шумом, дайте ей на это время, потом покажите, как она здоровается или сделайте то, что она, бумага, вам подскажет. Зачем?
    Чтобы ребенок почувствовал силу и магику материала. В конце снова расправьте ее, включите верхний свет. И ребенок увидит обычный лист жатой бумаги. А ведь секунду перед этим она была как живое существо.
    Можно делать разные вещи, я просто хочу сказать, что не следует ни на чем зацикливаться. И лучше искать ответ не в противоборстве, а в "третьем" решении. Театр с простым листом жатой бумаги - один из путей. Может, тогда и банка с красками будет восприниматься иначе. У нас слишком много всего, но в основе этого множества лежат простые вещи.
    Как быть, когда ребенок, дошкольник, что-то творит, и на мой взгляд здорово, но его самого не устраивает результат, и ребенок огорчается. и плачет, и злится. Так бывает и с моим собственным сыном (5 лет) и -иногда- на занятиях. Помощь и утешения обычно отвергаются. Как тут поступить?

    Возьмитесь за самое простое. Возьмите уголь. Проведите линию. Линию может провести любой. Попробуйте подняться в гору (нажим, спуск - отпускайте руку). Гора есть. Дальше - круг - слонце или луна над горой. Круг тоже может сделать любой ребенок. У него получится картина - пейзаж. Посмотрите на реакцию сына. Если ему понравится это занятие - продолжайте пользоваться простыми формами. В лепке то же самое.
    Елена, здравствуйте!
    Мой старший ребенок (3,9) очень переживает по поводу того, что он (по его словам) "не умеет рисовать". Он очень хочет рисовать, садится, берет краски или фломастеры, делает пару неловких движений и, неудовлетворенный результатом, сразу же чуть не плача говорит: "я не умею рисовать!!! У меня получаются только каляки-маляки или пятна"! Я, честно говоря, слегка поражена его слишком самокритичной и очень точной формулировкой своего творчества. (Раньше такого не было). Потом он тут же просит меня ему помочь, утешает сам себя: "я ведь только учусь"! Пару месяцев назад у него получилось нарисовать яблоню, и видно ему самому она очень понравилась. Теперь он рисует только деревья с яблоками. Что-то другое нарисовать просто боится - не знает как. Если я ему пытаюсь объяснить как можно нарисовать что-то другое, он не верит, что у него получится. Мне кажется, что нужно его отвлечь от этой мысли " я не могу", чтобы он просто рисовал, не думая о конечном результате наперед, но пока не знаю как. Лена, я очень надеюсь на Ваш совет.

    Пусть рисует яблоню, только попытайтесь расширить ее географию и судьбу. Где она растет? Кто ест яблоко (червяк, его нарисовать легко)? А сколько уже яблок поспело? Зеленые есть нельзя, красные можно, давай соберем красные в корзину и т.д. Выбирайте самые легкие для него вещи. Небо - над яблоней, дождик...Может, это его успокоит и он поверит в свои силы.
    Всех людей дочь рисует без рук, а когда я один раз невзначай спросила где же руки?, то получила в ответ "они за спиной спрятаны". Стоит ли обращать на это внимание?

    Постарайтесь не рисовать вместе с ней какое-то время. Лепите, вырезайте, делайте то, что Вы делаете "хуже".
    Руки. Попробуйте обрисовывать руки, а потом рисовать в них, разбираясь в их устройстве. Это не для занятия искусством, а чтобы обратить внимание и подметить ее отношение к рукам. Чтобы понять, что мешает ей их рисовать. Посмотрите, будет ли она рисовать руки после этого упражнения.
    Елена Макарова, давно собираюсь спросить. Вы часто говорите, что не надо спрашивать детей что у них нарисовано. А когда ребенок подходит с своим художеством и говорит "мама, смотри!", первой реакцией бывает спросить что это такое, потому что догадаться невозможно, а если предполагать, то скорее всего ошибешься. Получается замкнутый круг: спросишь, ребенок начинает явно соображать на что это похоже и, видимо, происходит то, что Вы писали, что он сам начинает верить в то , что он нарисовал "собачку, кошку и т.д." А если не спрашивать, то просто молчать вроде глупо, сказать, что "вижу" или что красиво (кстати, а если не нравится, то что?) тоже глупо. Кстати, на вопрос "мама, тебе нравится?" тоже невозможно же всегда отвечать, что нравится, не всегда же нравится.

    Действовать лучше по ситуации.
    Если ребенок показывает рисунок, чтобы вызвать ваше одобрение - тогда хвалить. Если хочет рассказать, что нарисовал, пусть рассказывает.
    Если не нравится, лучше сказать, что не совсем понимаешь, как у него получился такой рисунок. Стараться не оценивать, а спрашивать, как это вышло, о чем он думал, когда рисовал и т.п.
    Здравствуйте, Елена. Очень благодарна Вам за Ваши книги. Они сыграли в моих отношениях с ребенком очень большую роль.
    Теперь мы с удовольствием проводим время вместе и она с удовольствием стала и лепить и рисовать. ... В первое время.
    Потом, почувствовав "полную творческую свободу", она стала как будто баловаться. Первое время выдавала шедевры. И в рисунках было много нового, с большим удовольствием стала лепить (пластилин просто таял на глазах). Но сейчас стала "калякать", а не рисовать (дочке почти 4 года), а из пластилина стала брать просто брикеты и гнуть их (как конструктор, только слепляет).
    Может, лучше вообще, на какое-то время убрать с ее поля зрения все рисовательно-лепительное?

    А что плохого, что она гнет брикеты, стройте с ней замки или мосты, и расширяйте деятельность. Кто прошел по мосту, кто живет в замке и т.д.

    Сейчас издается достаточно много книжек-пособий по лепки и рисованию с детьми раннего возраста. Обычно эти книжки содержат некий образец, по которому ребенок должен создать аналог. Можно ли ими пользоваться или же ребенку должна быть предоставлена полная свобода действий и фантазии?

    Я не очень хорошо знакома с современными пособиями по лепке и рисованию. И сама, в силу своего характера, никогда ими не пользуюсь. Например, в жизни ничего не готовила по рецептам. Но видела многих, кому это доставляет наслаждение.
    Если у вас пособия не вызывают неприятия, можно ими пользоваться.
    Тут вот как можно посмотреть: скажем, ребенок хочет все сам, а вы ему предлагаете рецепт. То есть, та вещь, которую он открыл - что вода, например, может течь, а может застыть - всем известна, а значит, обыденна. То есть он не первый, все это и так знают. Ребенок получает сообщение - все всем уже известно. Хорошо это? Хорошо для того, кто комфортно себя чувствует в системе, плохо для "лунатиков", художников и поэтов. Обратите внимание, что больше влечет его - земля или небо. Это уже можно заметить. "Земные" дети не так часто направляют мечтательный взгляд в небо, зато очень заняты всем, что у них под ногами. Это, конечно, грубое разделение, но мною наблюденное.
    Своих детей я определила для себя сразу, записала это, и они, став взрослыми и прочитав мою запись, поразились - откуда это? Из наблюдений.
    Да и многих своих учеников тоже. Недавно я встретила в автобусе папу Зелика, мальчика, который был у меня в группе в 1978 году. Представьте, мы узнали друг друга. Я спросила, как Зелик. Папа Зелика помрачнел. Я сказала, я знаю, Зелик учится на раввина. Папа чуть не упал. Откуда вы знаете? По его рисункам. Один рисунок я опубликовала в книге "Как вылепить отфыркивание" в главе "Моя семья". Там 4-летний мальчик отделил стеной себя с папой - и маму (Стена Плача - мужчины с одной стороны, женщины с дургой), и другие были моменты, которые показывали, что Зелику нужен ясный мир с ясными законами и неукоснительными правилами. Интересно еще, что папа и Зелик на рисунке не держались за руки, рук у них не было. Вот и теперь они не понимают друг друга. Что для Зелика благо - для папы - ночь кромешная.
    Может, если бы родители Зелика, заметили в нем мощное религиозное начало, дали ему на это свое благословние, то в будущем у них не было бы такого разлада с сыном, притом единственным.
    Поэтому я в своих книгах призываю к внимательному наблюдению, приятию и очень осторожному вмешательству. Ведь мы не растим детей себе в угоду. Они не спрашивали нас родиться им или нет.
    Уважаемая Елена Макарова, мне нужна Ваша помощь. Я давно и безуспешно борюсь с раскрасками, которыми буквально завалены все дети в нашей семье. Но, к сожалению, я не владею терминологией и не могу аргументированно объяснить родственникам, почему раскраски не способствуют развитию художественных способностей ребенка. Не могли бы Вы сказать, что именно теряется при наличии готового контура. Заранее спасибо.
    Развитию стереотипного мышления - вот чему помогают расскраски. Их принцип - шаблон (контур - граница, за которую нельзя заходить и т.д.)
    Вот выдержки на эту тему из моей последней книги "Как вылепить отфыркивание".
    Эклектика
    Работы детей эклектичны. Они смешивают глину с пластилином, слепляют цветные бумажки с перьями, словом, сочетают несочетаемое.
    Считается, что цветной пластилин «дробит» форму, и детей надо сразу приучать к глине. Но ведь цвет и форма пока еще для них нерасторжимы. То, что невозможно выразить в пластике, дополняется цветом. Дети не умеют передавать глубину ни в рисунке, ни в скульптуре. Они не понимают, что глаза – в глазницах, а под кожей – череп. Поэтому вместо глаз они ставят пластилиновые точки по обе стороны носа.
    Цвет – обозначающий элемент, форма – значащий. Работы из глины, нераскрашенные, как правило, их не удовлетворяют. Чтобы расцветить форму они влепляют в глину бисер, пуговицы, фольгу, пластилин.
    Но посетите выставки детского творчества и вы увидите мертвую глину и покрытые лаком чурки с шишками и желудями – поделки из природного материала! Что нужно сделать с детьми, чтобы они научились производить такую мертвечину?!
    Несвоевременное обучение мастерству – серьезная преграда для творчества. Осваивая приемы, ребенок учится тому, как делать вещь, он уже не думает о том, зачем он ее делает. «Посильная» задача сделает из него ремесленника. Творец же бьется над решением «непосильных» задач.
    Предположим, ребенок научился лепить слона похожего на слона. При этом он не освоил формы. Как ребенку понять, что внутри всякого четвероногого – остов, что малейшее движение все меняет, что если слон поднял ногу, то корпус его сдвинулся в противоположную сторону?
    В свое время он все это узнает. Сейчас он находится совсем в другом процессе. Он ищет средства выражения. Чтобы выразить улыбку, он слепит дугу и прилепит ее к шарику (голове) углами вверх, он не заметит, что при улыбке набухают щеки и обостряется подбородок, но, даже если бы он и обратил на это внимание, он передал бы это совсем другим образом.
    С фактурой дети обращаются чрезвычайно свободно. Принес ребенок на урок игрушечную лошадку. Приделал к ней пластилиновые сани, посадил в сани человечков и катает по столу. Все просто: была у него в кармане лошадка, чего бы не покатать на ней пластилиновых человечков? Вот только снега на столе нет. Из чего снег сделать? Белый пластилин недостаточно бел, бумага для снега не подходит, нужна вата.
    Нашли вату. И вот уже стол в снегу, и теперь все хотят лошадку. Учимся лепить лошадей. Одна девочка сделала сани из спичек. Всем понравилось. Мальчик с настоящей игрушечной лошадкой позавидовал спичечным саням, спросил спичек и сделал такие же.
    Закон преображения: всё может стать всем. Всё годится для всего. Всем можно заменить всё.
    Мы задумали устроить пир. Соорудили стол из ящика, покрыли скатертью из фантиков, вылепили посуду и еду. Пир, – значит, гости. Гостей надо рассадить. А у нас кончился пластилин. Из чего слепить стулья? Есть медная проволока, бумага и фломастеры. За один урок мы научились мастерить стулья из проволоки с сиденьями из бумаги. Нарисованных и вырезанных гостей усадили на стулья, и вышла такая композиция: пестрый стол с цветными пластилиновыми тарелками и яствами (японский торт, китайское пирожное – «заморскость» вполне возмещает несовершенство кондитерских изделий), стулья из медной проволоки и бумажные рисованные сладкоежки.
    У нас свои ценности. Например, коробка из-под конфет ассорти. В ней есть коричневая прозрачная прокладка с углублениями для конфет. Если вырезать «пасочку» в виде клубники или прямоугольника, то считай, что у ребенка в руках балкон, верх от коляски, таз для посуды, блюдо, тачка без колес, черепицы крыши и еще много чего. Если даже ничего не вырезать, а взять и соединить проволокой четыре такие вкладки, получится современный многоэтажный дом. Во дворе-колодце качаются на качелях пластилиновые дети, пластилиновые старики забивают «козла» у подъезда.
    Дети любят белый цвет, а их учат делать фон, чтобы потом рисовать по нему красками. Они послушно замалевывают лист краской, ждут, когда она подсохнет, и на «испорченной» бумаге рисут то, что им велели. Да, белый цвет разбивает живописное пространство. Но ребенок, если не приставать к нему с фоном, сам не станет уничтожать белый цвет. В детской живописи белое расцвечено и оттенено чистыми красками, это яркая, праздничная живопись, а не блеклые работы с фоном, где все колористически выверено: теплые тона – холодные тона.
    Я пишу, а дочь, примостившись рядом, рисует пейзаж с дорогой. Все цветное, посреди дороги белое пятно с глазами, носом и ртом. Что это? Лицо дороги. Пятно яркое, оно разрезает композицию надвое, но зато как выразительно!
    По рельсам едут лепешки о четырех колесах с окнами. Девочка знает, что вагоны упираются четырьмя колесами в две рельсы, а у нее они стоят на одной рельсе. Но ведь понятно, что это! Я могу показать ей, как сделать настоящий вагон – долепить три недостающие плоскости, дно и еще два колеса. Но зачем? Она же меня об этом не просит.
    Саша, тот, что принес рюкзак с дорогами, балансирует между двухмерным и трехмерным пространством. Вот какая у него вышла скульптура: милиционер подходит к машине, а машина и шофер в ней вылеплены в рельефе. Мальчик скомпоновал объем и плоскость, вышло органичное целое. Такой прием использовали и великие скульпторы, например, Джакомо Манцу. Тот же Саша собрал из деталей пастмассового конструктора мотоцикл с коляской и посадил в него пластилиновых людей.
    Инночка заворачивает в фантики все, что ни слепит.
    – Чтобы было тепло, – говорит она.
    Она хочет поскорее стать мамой и чтобы у нее было шестеро детей. На ночь она будет всех укрывать одеялками и, как ее мама, подтыкать одеялки под пятки.
    Закутывание малышей, утят, котят, которых она в изобилии лепит, это не замуровывание, а «чтобы было тепло». Не зная мотива, можно было бы обнаружить в «закутывании» тревожный симптом.
    Для непосвященных работы Инночки – это пластилиновые конфеты в обертках, а для нее – символ тепла и материнской заботы.
    Девочка показывает мне пластилиновый брикет с двумя отростками-ушками:
    – Заяц заболел, его закутали в одеялко.
    Заяц у нее не получается, и она придумала выход – накрыть его одеялом. На самом деле, ей очень хочется, чтобы у нее вышел заяц. Ей нужно помочь. И играю во врача, вылечивающего руками девочки сначала одну лапу, потом другую, потом хвост… Заяц выздоровел, но не прозрел, к тому же и есть ему нечем – появляются зеленые глаза и пятнышко рта. После болезни зайца надо изрядно питать. Девочка соглашается и более уверенными движениями лепит морковку и капусту.
    Я не всегда лечу зайцев. Только когда вижу, что за объяснением, хоть и остроумным, кроется страх перед материалом.

    Девочка убегает от медведей

    «Чтобы научить ребенка рисовать (лепить), нужно спросить его: “Умеешь ли ты рисовать (лепить)?” “Нет”, – скажет он. Ты должен ответить: “Каждый человек (тем более ребенок) умеет рисовать и лепить. Над этим он задумается: как же так, он умеет и не знал, что умеет! Он так удивится этому, что начнет все делать сам и увидит, что выходит”, – рассуждает Маня. Даже она понимает, что в первую очередь ребенку нужно внушить веру в осбственные силы. Интересно, откуда она знает, что на вопрос «Умеешь ли ты рисовать?» ребенок ответит «нет»? Да из школы, где ее одноклассники боятся провести линию «не так».
    А вот как советуют учить детей педагоги Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова. Книга «Сенсорное воспитание в детском саду» вышла в издательстве «Просвещение» в 1981 году тиражом 200000 экземпляров. Как нарисовать эпизод из сказки «Три медведя»? (комментарии мои – Е. М.)
    «Программное содержание. Используя полученные умения, полно и красочно изображать эпизод сказки “Девочка убегает от медведей, а они ее догоняют”, развивать творческое воображение, фантазию; осуществлять правильное построение рисунка».
    «Осуществлением правильного построения рисунка» студенты художественных вузов овладевают не один семестр. Но ведь известно, что у детей совсем другое представление о пространстве и пропорциях! Кроме того, персонажей сказки следует изображать в движении: девочка бежит, Мишутка ее догоняет; медведи (меж тем) удивляются, возмущаются тем, что девочка пришла к ним в дом». (Интересно, пробовали ли авторы пособия изобразить удивление и возмущение медведей?!)
    Ответственной работе предшествует долгая подготовка. На занятиях по родному языку «прорабатывается» вся сказка «Три медведя». «Во время игр рассматриваются мишки, разные по величине». Для закрепления образа предлагается «лепка медведя из пластилина, глины в различном положении».
    Как можно, рассматривая игрушечных мишек, разных по величине, вылепить их в различных положениях?! Добро бы рассматривание мишек в различных положениях производилось в зоопарке, но кукольные мишки статичны, как их вылепить в движении?
    А видели ли авторы живых детей, или, перед тем как сесть за книгу, рассматривали кукол?
    Далее, для рисунка эпизода потребуется «наблюдение на прогулке бегущей девочки», при этом важно отметить «особенности положения тела при беге». Чтобы мы поняли, о каких особенностях идет речь, авторы предлагают перечень: «туловище наклоняется вперед, ноги сгибаются в коленях, широко расставлены, руками девочка делает попеременные взмахи».
    Лист бумаги непременно должен быть размером 40 х 20 см, невзирая на то, что среди детей могут оказаться и миниатюристы, и монументалисты, и те, кому еще предстоит определить свой «формат».
    Наконец, авторы дают детям акварельные краски, бумагу, кисточки, тряпочки, баночки, можно приступить к делу. Но нет, сперва нужно вернуться памятью к эпизоду, «где рассказывается, как девочка убегает от медведей, продумать композицию рисунка, а именно: в какую сторону бегут медведи, девочка».
    Согласовали направление, вперед! Нет. Положили кисточки на место. Еще не решена нравственная проблема: «как отнеслись медведи к тому, что к ним в дом пришла девочка, все у них потрогала, сломала стульчик, поела Мишуткину похлебку и легла спать в его кроватку».
    Решили? Можно рисовать? Да.
    «Когда дети начнут рисовать, следить за посадкой». В случае затруднений воспитателю предлагается «напоминать отдельным детям, каким должно быть положение кисти. Следить, чтобы дети не увлекались вырисовыванием персонажей сказки, а работали над темой в целом».
    Какие рисунки, по мнению авторов, следует считать хорошими? Те, «где широко раскрыта тема, где хорошо видно, что девочка бежит, а Мишутка ее догоняет». Нужно также «отметить, какие положения придали дети взрослым медведям».
    Проникнемся сочувствием к воспитателям детских садов: как поднять им такую работу, когда в группе по двадцать детей, а воспитатели не кончали Академию художеств?
    Авторы и лепить умеют. Знают, как должен выглядеть «процесс лепки цыпленка, птички с птенчиком». Лепке тоже предшествует колоссальная ознакомительная работа. Для образца берется «цыпленок-игрушка», тщательно обсказываются его «тельце, клювик, хвостик...». Ознакомившись с устройством игрушки, можно браться за дело: «делить глину на две неравные части, скреплять две части, чтобы получился один предмет (цыпленок), оттягивать пальцами детали: клюв и хвост, закрепить прием раскатывания глины между ладонями круговыми движениями». Главное – «продолжать учить соединять части путем прижимания!»
    Во время работы предлагается спеть песню «Вышла курочка гулять». Видимо, увлекшись описанием трудоемкого процесса, авторы забыли, что речь шла о цыпленке. Впрочем, не будь курицы, не было бы и цыпленка!
    Опять возникает вопрос: а видели ли авторы живого ребенка?
    Позволю себе привести выдержки из работ Самуэля Уильдерспина.
    Польза школ для маленьких детей «заключается в том, что эти школы значительно раньше развивают духовные силы детей, чем до сих пор считалось возможным, и тем самым ускоряют их нравственное развитие. Прежде чем обучать искусству чтения, письма и счета, в детях должны быть развиты основные способности наблюдения, мышления и речи. До сих пор обращали очень много внимания на формальные проявления наших способностей и очень мало – на их естественное развитие...
    До сих пор люди принимали знаки за вещи, проявления – за причины и заимствованные знаки – за опыт; довольствовались поверхностью, не проникая в существо вещей».
    Современно звучат слова Уильдерспина. Детям в первую очередь нужен личный, собственный опыт миротворчества, а вовсе не заимствованные знания. Глядя на игрушечного мишку, невозможно изобразить «медведя в движении». Настоящий медведь, увиденный в зоопарке, тоже не является «наглядным пособием» по рисованию. Впечатление – единственный импульс, который побуждает к творчеству, а вовсе не «осмотр объекта».
    «Основное положение школ для маленьких детей – любовь, – писал Уильдерспин. – ...Преподавание, которое лишь по видимости представляется несерьезным, должно помочь детям овладеть навыками внимания и размышления, из которых проистекают благодетельные последствия. Начальные же школы, наоборот, ослабляют душевные силы, заставляя детей наполнять свою память чужими суждениями, часто непонятными для бедных крошек. Ничто не побуждает их к самостоятельному мышлению, и это-то и есть настоящее зло, порождающее самые грустные последствия».

    Елена Макарова, читала где-то, что поскольку рисование, лепка является средствами выражения, то дети теряют к ним интерес, когда лучше осваивают словесные способы выражения своих эмоций и желаний. Как Вам кажется, можно ли говорить, что в периоды прорывов в разговорной речи, интерес к рисованию может ослабевать? Я как-то не задумывалась раньше, но Максим стал меньше рисовать ровно в тот момент, когда начал говорить предложениями. Сейчас он явно хочет выразить больше, чем может сказать словами (часто начинает торопиться и путаться в том что говорит) и рисовать стал больше (правда, уже теперь без участия взрослых).

    Конечно же, ребенок развивается неравномерно. И вы это сами не только видите, но и зорко отслеживаете эту зависимость.
    Елена Макарова, как Вы считаете, стоит ли акцентировать внимание ребенка на том, что в результаете творческого процесса получается произведение? Саша сама просит краски, порисует и идет мыть руки, абсолютно не заморачиваясь, куда деваются ее рисунки. Может быть, стоит вешать некоторые на стену, как многие делают?

    Ни в коем случае!
    Никаких выставок на дому, пока ребенок этого сознательно не потребует. И даже в этом случае - нужно понять, откуда ветер дует.
    А то будет как с Надей Рушевой!
    Все, конечно, не так однозначно. Если вам нравится жить среди детских работ - живите себе на здоровье! У меня дети рисовали по всей квартире, поэтому никаких спецвыставок не было. Нет, однажды была - мы повесили манькины картины на веревках, типа, белье сушится. Не помню, почему мы это сделали, но помню, что Манька очень гордилась, а дед купил у нее картину за 5 копеек.
    По-моему, это единственная пока картина, которую Манька продала, она все дарит.
    Жизнь - это искусство. И не стоит искушать детей с малых лет поисками своего места в будущем.
    Здесь есть исключения - балет, музыка, спорт, профессии, связанные с профтренингом. Но и тут опасность поджидает если ни на каждом углу, то на главных перекрестках жизни.
    Про Надю Рушеву скажу, что у нее были способности, она чувствовала линию, но злыдни воспитали в ней дурной совковый вкус, а слава и вовсе дезориентировала ее.
    В принципе перечисленные девочки-таланты погибли, не состоявшись. Им не дали пройти собственный путь.

    Дети по идее, если мы сознательно не взращиваем в них тщеславие, не могут оценить (с художественной точки зрения) ни свои, ни чужие работы. Мы же не можем оценить ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ценность процесса постижения мироустройства, к этому понятию такое определение неприменимо.
    А рисуя, дети именно этим и занимаются.
    Моя идея пряма как палка - не смотреть на детские произведения как на искусство, смотреть на них как на процесс познания мира. Они также прекрасны, как сами дети.
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Женя-Женечка

     
    Сообщения: 291
    Зарегистрирован: Сб апр 12, 2008 9:42 am
    Откуда: Москва, Россия

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Женя-Женечка » Сб май 31, 2008 10:53 pm

    Елена Макарова писал(а):
    Фридл Дикер-Брандейс (1898-1944)
    Она работала с детьми в концлагере и летом 1943 прочла лекцию педагогам о том, что такое ребенок и его рисунок.
    Вот отрывок:

    "Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить такие источники энергии детей, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
    Многие прежде проводившиеся занятия рисованием обедняли фантазию детей, блокировали их художественную творческую силу.
    Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются настоящие художники, и сами дети – когда они приподняты над рутиной.
    Если идет речь о ребенке младше десяти лет – имеется в виду не возраст, а степень зрелости – то главным образом нужно заботиться о том, чтобы ему не мешали играть в его игры и осуществлять им самим задуманное. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно; в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще, хотя в этот период рисунок и живопись – его главные средства самовыражения.
    Ребенка старше десяти лет уже не удовлетворяют средства, имеющиеся у него в распоряжении; ему открывается реальный мир, фантазии отступают на задний план. Приходит пора обучения форме, сами занятия должны носить характер взрыхления почвы или поддержания ее взрыхленной; главное – следить за тем, чтобы в процессе занятий не уничтожить сами всходы. Технику рисунка и живописи надо давать ребенку в точном соответствии с его запросами. Элементы, которыми оперирует ребенок на занятиях, естественно, те же, что и в «большом искусстве»: величины, соотношения величин (пропорции), ритм, свет, тень, пластика, пространство, цвет, перспектива и композиция; теперь его знакомят с каждым из этих элементов в отдельности, при этом оставляя путь к индивидуальному восприятию открытым.
    Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями, не следует дирижировать. Эдак можно не только закрыть себе доступ в мир идей ребенка, но и утратить возможность оценки его готовности к восприятию, его способностей, психического состояния, душевного настроя. В том случае, когда педагог обладает достаточным опытом для осуществления обратного перевода – из мира материальных следствий в мир идеальных причин (от объекта к причине), – детские рисунки предоставляют в его распоряжение как важную информацию, так и нити для руководства духовной жизнью ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок вяло и без энтузиазма отвечает на вторжение взрослых идей в его мир, не следует ему их навязывать. Знания, которые ребенок не способен воспринять, или которые даются ему в момент, когда он поглощен иными интересами, воспринимаются им как посягательство на внутренний мир; на это ребенок отвечает скукой и неадекватным поведением.
    Трудности, вызванные скудостью технических средств, могут быть преодолены самим педагогом, если ему удастся установить контакт с учениками. Здесь самое трудное – начало, потом легче; однако бедность средств самовыражения – это уже нечто непреодолимое".
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Женя-Женечка

     
    Сообщения: 291
    Зарегистрирован: Сб апр 12, 2008 9:42 am
    Откуда: Москва, Россия

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Женя-Женечка » Сб май 31, 2008 10:53 pm

    Елена Макарова писал(а):Мои дорогие пытливые мамы!
    Есть одна очень важная вещь - от занятий искусством вы и ваши дети в первую очередь должны получать УДОВОЛЬСТВИЕ.
    Расслабьтесь - и получайте!

    Если вам вместе доставляет удовольствие макать кисточку в краски и разбрызгивать "салют" - делайте это. В раннем возрасте главное - это ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ. Спросите себя, что запечатлилось в вашей памяти от соприкосновения с материалом, который на ваших глазах преображался? Запечаляются вещи совершенно странные.


    Если вы соедините "точки" салюта, то получатся цветные узоры. Это же интересно! Было одно - вышло другое! А если вы сверенте это дело в трубочку, у вас получится калейдоскоп, и т.д. и т.п.
    Вообще, всякие чудеса, которые возникают по дороге - это то, что запечатлится наверняка.
    Не делайте с ребенком того, что вам самим не интересно, что вас не увлекает. Навыки ребенок еще получит. И не все полезные.

    Как сделать так, чтобы у него это не пропало? Держаться в творческом тонусе, не погрязать в рутине, жить сейчас, не думать, что случится послезавтра. То есть я призываю вас к вдумчивому легкомыслию, к игре, к удовольствиям.
    Не пытаться фантазировать, а фантазировать.

    Ну и что, что дети из изостудии рисует лучше? А судьи кто? каков критерий? Более умело? Ну и что? Если вы будете ходить с детьми в музей или показывать им красивые книжки, наблюдать за тем, что им нравится, а что оставляет их равнодушными, вы многое в них поймете. Соприкосновение с красотой даст им неизверимо больше в этом нежном возрасте.

    Я 7 лет проработала с детьми в Израильском музее. Мои коллеги не могли детей на аркане в музей затащить - надоел он им, и справедливо. А мои дети рвались туда. Почему? Потому что я каждый раз давала им суперзадания. Например, найти во всем музее изображение человека с кружкой в руке - это же надо поискать, там такой один! Найти рельеф, на котором много-много черточек (клинопись), угадать, что там написано, найти абсолютно круглый предмет... И т.д. и т.п.

    Вы себе не представляете, сколько они всего "рассмотрели"! И они до си пор любят "рассматривать", разве это не достижение, и любят искусство как загадку, как секрет, как тайну. Почему у других педагогов это не выходило? Потому что они водили их срисовывать. Мы тоже много рисовали в музее. Но опять же - со сверхзадачей - превратить картину, например, в театр, а значит -принести в класс наброски, вылепить персонажей, расставить их в соотвествии с глубиной (кто впереди, кто сзади), написать фон (задник), т.е. перевести картину из двумерного пространства в трехмерное. С точки зрения образования это дает куда больше. А художников на свете, как мы знаем, раз-два и обчелся. Стоит ли утомлять себя и детей худграмотой?
    Все пробуйте на себе.
    Попробуйте "выразить идею".
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Женя-Женечка

     
    Сообщения: 291
    Зарегистрирован: Сб апр 12, 2008 9:42 am
    Откуда: Москва, Россия

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Женя-Женечка » Сб май 31, 2008 10:59 pm

    Елена Макарова писал(а):Дорогие мои!
    Дети играют. В море, в пластилин, в краски, в дочки-матери и т.д.
    Если так - то нечего мудорствовать, играйте с ними во все и ловите кайф.
    Когда они подрастут, они получат ту дозу обучения, которая одним пойдет на пользу, а другим нет. Потому что всеобщее обучение не рассчитано на индивидуальные запросы ребенка. Вспомните, что вы сами изучали, и что из этого запомнили. Будете вспоминать, и поймете, что в памяти остались вещи яркие, неожиданные, а главное те, к которым вы сами пришли, которые открыли.

    То, что для нас взрослых очевидно - для детей - таинство. А уж как они будут держать карандаш или пастель, не столь важно. Настоящие художники не учат своих детей приемам, дети просто живут в атмосфере творчества, и, поскольку родители-художники пользуются красками, карандашами и прочими инструментами искусства, то у детей к ним возникает естественный интерес.

    То, что вы взрослые, еще не значит, что вы художники, к сожалению.
    И часто не очень хорошие художники замордовывают своих детей так, что те бегут от искусства, как от проказы.
    Играйте с ними, ходите с ними в музеи, это их точно не испортит.
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Женя-Женечка

     
    Сообщения: 291
    Зарегистрирован: Сб апр 12, 2008 9:42 am
    Откуда: Москва, Россия

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Женя-Женечка » Сб май 31, 2008 11:01 pm

    Елена Макарова писал(а):Дорогие вы мои!
    По-моему, у вас есть рулевой. И это не я - а ваши дети. Если вы видите, что ребенок занят не в меру, ослабьте давление. Ребенок - созерцатель и деятель, это в нем сочетается гармонично, в нас, увы, нет. Мы мало созерцательны и невероятно деятельны. У нас другие скорости. Мы целенаправлены. Исходя из этого, мы создаем переизбыток, а творчество стимулирует часто дефицит. Почитайте Роттенберга про поисковую активность. Или представьте базар. Всего так много, а человек отттуда выходит с одной тачкой вещей (если), а мог все унести. Значит, мы выбираем. Когда у ребенка много всего, а еще у него внутри много всего, то он готов согласиться с родителями, будь что будет... Собственно, что я хотела сказать? Что у детей свой мир, очень богатый, и что нужно отвечать на их запросы, а не предлагать то, что в данный момент им не требуется. Ленность, о которой я говорила, это часто рекция на переизбыток.
    Дефицит, напротив, вызывает творческую активность.

    Скажем, мы не привезли из Москвы в Израиль манины куклы. Первое, что я сделала в Израиле, это сшила ей куклу. Одна эта кукла заменила десяток оставленных.

    Я не призываю вас выкинуть все игрушки из дому и заменить их одной. Обилие вещей как и обилие действий, направленных на РР, само по себе способно повергнуть ребенка в растерянность.

    По-моему, самое главное качество раннего детства - способность к созерцанию. Восторг при виде бабочки, складывающей крылья... Восторг по отношению к миру, с которым ничего еще пока не надо делать.
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Женя-Женечка

     
    Сообщения: 291
    Зарегистрирован: Сб апр 12, 2008 9:42 am
    Откуда: Москва, Россия

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Елена Макарова » Сб май 31, 2008 11:02 pm

    Женя-Женечка!
    Вы, похоже, мою новую книгу составляете! Все это я начисто забыла, начисто!
    А кем Вы были у меня на семинаре, там не было Жени-Женечки, там были посто Жени!
    Признайтесь, пожалуйста!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Елена Макарова » Сб май 31, 2008 11:03 pm

    Про определенную опасность в вербализации изображения

    Мы сами большую часть времени проводим в потоке сознания. С детства. В этом потоке перемешаны мысли и чувства, некотрые тонут, некоторые возвращаются снова и снова, так происходит процесс кристализации.
    Это очень индивидуальный процесс. В этом смысле человек одинок, он ни с кем не может обменяться потоками. Мыслями - да. Мысль изреченная есть ложь - почему? Потому что она голая, она - результат процесса, который никому, кроме самого мыслителя, неведом. Да и тот не понимает многого.

    Рисование помогает ребенку вывести наружу этот самый процесс кристализации образов, которым еще нет никакого названия. Когда мы его спрашиваем, что это, он, чтобы угодить нам, или чтобы мы от него отстали, говорит - это мама, это машина. Постепенно он сам начинает в это верить.

    Это упрощает, но не углубляет процесс.

    Дети не вторгаются в нашу жизнь с той бесцеремонностью, с какой это делаем мы по отношению к ним.

    Примеры удачных детей нам не дают покоя, и мы хотим сделать все, для того, чтобы он был таким же. Это общая беда.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Женя-Женечка » Сб май 31, 2008 11:04 pm

    Признайтесь, пожалуйста!

    Признаюсь. Я была просто "Женя" :roll:
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Женя-Женечка

     
    Сообщения: 291
    Зарегистрирован: Сб апр 12, 2008 9:42 am
    Откуда: Москва, Россия

    Re: Простые вещи в вопросах и ответах

    Сообщение Елена Макарова » Сб май 31, 2008 11:06 pm

    Скажите, а… нельзя ли переборщить с волшебством?...
    Ребенок видит в торчащих из стены дюбелях чьи-то открытые ротики, в двух лампочках домофона «глаза двери», в уголке нагрудника смеющегося человечка. Просыпаясь утром может сказать, например, что только что играла «красненькая арфа», а засыпая рассматривать облака на абсолютно белом потолке. Конечно, все "может быть всем", и даже собственные пальцы только и делают, что бесконечно превращаются. И тем не менее, во мне включается иногда страх моих родителей: "нельзя ли уйти так слишком далеко?"...

    Дальше этого мира никуда не уйдешь!
    Ничего не надо бояться.
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50612
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    След.

    Вернуться в Личные страницы Елены Макаровой



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5