• Письмо Маши Беркович

    За кулисами

    Письмо Маши Беркович

    Сообщение Nataliia Datsenko » Вт авг 04, 2009 10:08 pm

    - Мир прекрасен, потому что в нём много сокровищ.
    Миша Громов
    1.
    Доброе утро, Лена.
    Не знаю, могу ли я Вас так назвать – вроде бы и неуважительно, но отчества Вашего не знаю и вообще не очень представляю, что Вас называют по отчеству. Тем более, в Израиле отчеств нет. Я это знаю – у меня в Кирьят-Арбе живёт папа, а брат – в Иерусалиме. Сама я живу в Санкт-Петербурге. Меня зовут Маша, мне 24 года, а деятельность свою я определила так: «леплю из пластилина с аутистами, рисую город в перспективе. Раздолбайка, волонтёр, дилетант широкого профиля».
    По образованию – дефектолог, работаю с аутистами и с «детьми-с-множественными-нарушениями». Сейчас – в Приозерском детдоме для умственно отсталых детей. В нашем 1-м корпусе «самые тяжелые» дети. Без кавычек этого выражения не люблю, да и с кавычками не очень. Но как ещё объяснить? Дети, у которых глубокая задержка развития, а ещё дцп, нарушения зрения, слуха, тяжелая эпилепсия. «Лежачие» и «ползающие».
    Но в октябре я оттуда уйду.

    Сейчас самое сложное: надо объяснить, зачем я Вам пишу.
    Попробую.
    Сразу предупреждаю, что письмо будет длинное. Но это понятно: я собираюсь написать Вам уже три года.
    То, что курсивом – это кусочки из моих записей о ребятах. Я решила, что так проще всего объяснить, зачем это письмо. Таких записей-рассказов у меня много.

    Лена, Вы знаете, чем вещь отличается от предмета?
    А что такое пирожок с искусством и очки дальнего следования?
    Мы с ребятами серьёзно рассматриваем эти вопросы.

    2.
    Мой (и Ваш, так получается, по цепочке) ученик, да ещё и Ваш однофамилец Коля Макаров открыл тайну что из всего можно делать всё. Принёс маме на ладони её мобильный телефон, разобранный до микросхем:
    - Смотри, мама! Из этого ещё можно что-то сделать!
    Эту тайну знают всё, но иногда её надо помочь освободить – как у Вас освобождали слона. Остановить же этот процесс невозможно.
    Ещё можно освободить руку – как это делала Фридл.

     Хочет рисовать.
     «Я хочу рисовать». Ладно, а чем будем рисовать?
     Фломастерами.
     Хорошо, неси фломастеры и бумагу.
     Гриша рисует.
     «я рисую».
     Я рисую.
    Гриша рисует широкие свободные разноцветные загогулины. Освобождает себе руку, как сказала бы Фридл. Никаких сюжетных рисунков. Круговые движения фломастера по бумаге. Как внести в его рисунки хотя бы элементы сюжета? Гриша не любит, когда рисуют его рукой. Не очень ему интересно, когда я сама что-то рисую и рассказываю. Он любит линии и круги.
     Всё. Нарисовал.
     Будешь ещё рисовать?
     Ещё.
    Круг. Ещё круг. Волнообразные ритмичные движения. Лиловые, бледноватые (фломастер выдыхается) круги. Сумерки... Длинная дорога...
     Гриша! Хочешь стихи послушать? Почитать тебе?
     Почитать.
     Я буду читать, а ты будешь рисовать.
    Стихи — Гришина страсть. Они его завораживают, как всё ритмичное. Он знает их множество, может продолжить с любого места — от «Мойдодыра» и «Дяди Стёпы» до «Мёртвой Царевны» и «Дуба зелёного».
     Читать!
     «Почитай мне»
     Почитай мне.
     Сквозь волнистые туманы
    Пробирается луна,
    На печальные поляны
    Льёт печальный свет она...
    Фломастер замирает на бумаге. Гриша слушает.
     Гриша, тебе понравилось?
     Понравилось
     Давай рисовать это стихотворение.
    Я снова читаю, и мне кажется, что от ритма этого стиха в воздухе рисуются лиловые волнистые линии. А вот круг — луна. И Гриша рисует, но теперь его загогулины - волнистые туманы. А вот:
    По дороге зимней, скучной,
    Тройка борзая бежит...
    «Дорога зимняя, скучная» - это две долгие, уходящие за край листа линии. Ритм диктует, что рисовать. Гришин ритм слился с пушкинским ритмом и получилась картина. «Зимняя дорога»
    Так мы создали множество картин, вызывающих недоумение у всех, кроме нас. В самом деле, что это такое? Какие-то безумные росчерки, пятна и фигуры, а на обратной стороне написано, напроимер, «Зимнее утро» или «Уж небо осенью дышало».
    А про звуковые диктанты Фридл, я прочитала позже.
    С Гришей это получается прекрасно. У него прекрасное чувство ритма, и мне даже подсказывать ему не приходится. Берём большой лист бумаги и фломастер. История-диктант начинается:
    Плавно, медленно, нараспев: Мы с тобой пошли на море. А на море были волны. Волны поднима-ались и опускались — ввее-ерх-вни-из, вве-еерх-вни-из. - и надо рисовать волнисто.
    (А потом поднялся ветер и начался шторм, тогда я голосом изображаю шторм, например, как ветер дул: у-у-у-у... - это длинная закрученная линия)
    А потом шторм кончился, и снова волны плавно катятся вверх-вниз.
    Удивительно, как Гриша чувствует перемену ритма! Когда «начинается-дождь» - кап-кап-кап-кап — фломастер отрывисто чиркает по бумаге. А стоит снова подуть сильному ветру — закручивает круги-загогулины.
    Вот так и получаются прекрасные произведения в жанре «волнистые туманы».
    (Гриша – мой ровесник, даже чуть-чуть старше. Ему 25 лет)

    Про Терезин я узнала от Эвы Меровой. Она бабушкина подруга и соседка по петербургскому дому. В детстве я иногда играла с её внучкой Аней. Сейчас Аня – архитектор. Это семейная профессия.
    Про Фридл – из главы о вещности в книге «Как вылепить отфыркивание». Книгу мне дала Лида из Москвы, которая занимается онкобольными детьми в РДКБ. Потом я прочитала терезинские книги, ещё потом – роман о Фридл. Про Фридл я читала в метро, между Рыбацким (Гриша) и Купчино (Шура и Миша). Испытывала счастье. Всё это мне нужно, как воздух. Я уже писала: это всегда было, только понадобилось освободить.
    Две дороги – история Холокоста и занятия с детьми очень долго шли, не пересекаясь (исключение – Януш Корчак).
    В 15 лет я переписывалась с Анной Франк.
    Фридл, «Блуждающий ребёнок» соединили эти дороги.
    Сейчас я понимаю: они и должны были соединиться. Потому что всё это про одно и то же.

    Будто какие-то волшебные линзы, дети умеют собирать и фокусировать свет посреди самой кромешной тьмы».
    Финн

    3.
    Даня, блуждающий ребёнок.

    Мы входим туда, где находятся дети.
    Марианна Майер

    Даня, которого интересует только одно занятие: жевать пелёнку. Больше ни на что он не реагирует. Марианна говорит: "он не здесь, его с нами нет. Он должен понять, что игра с другим человеком интереснее, чем игра с самим собой. То, что он сейчас делает - это для него очень, очень важно, это его жизнь".
    Даже с нашими собственными маленькими детьми (у меня детей пока ещё нет, но я спрашивала знающих людей) многие вещи, которые происходят впервые, всё равно кажутся самоочевидными, и мы не обращаем на них внимания.
    А здесь мы входим в мир, годами лишенный стимулов, новых ощущений, новых звуков, запахов, движений, впечатлений - речь идёт о людях, которые всю жизнь проводят в одной комнате, в кровати. Кормление (там же, в кровати) - переодевание. Стены. Потолок. Пелёнка.
    Одеяло. Подушка.
    Мы входим в этот белый, тихий, неподвижный мир. Видим, что его уже обжили. Ведь жить в совсем пустом мире невозможно. Он наполнен качаниями, перебиранием пальцами перед глазами, жеванием пелёнки, громкими и тихими "а-а-а", "пффф" и "д-да-д-да".
    С нашей точки зрения всё это яйца выеденного не стоит. Вредные привычки, от которых ребёнка необходимо избавить.
    А ведь "то, что он сейчас делает, для него очень, очень важно, это его жизнь". И тем более важно, что он выбрал и создал это сам. И вот мы стоим, растерянно прижимая к груди бесчисленные сокровища нашего мира, и не знаем, с чего начать.
    Представьте, как это

    Дотронуться до своего лица
    Повернуться на другой бок
    Опустить руку в воду
    Потрогать шерстяной носок
    Пососать палец
    Поесть сидя в первый раз
    Самому подержать ложку
    Обниматься
    Произнести звук - и получить ответ
    Выйти на улицу
    Что-то кинуть и увидеть, как упало
    Слепить снежок

    Нам дали возможность давать. Редкую возможность. Отдавать себя, своё, значит, заново себя прожить и почувствовать. Всё - начиная с мелочей (как это - засунуть палец в рот?) - вот тогда-то и понимаешь, что мелочей нет.
    Нам не терпится снова пройти забытую (даже не осознанную тогда, в раннем детстве) дорогу. В первый раз погладить шершавый ствол сосны, услышать запах смолы, впервые почувствовать на ногах ботинки, ощутить в кулаке прохладную тяжелую ложку.
    Вот здесь-то и ждёт нас самое тяжелое испытание:
    Отложим в сторону свои сокровища.
    Они не важнее, не лучше его пелёнки.
    Из пустоты и тишины он вытянул эту пелёнку и обнаружил, что если её жевать, мир ощущений становится чуть менее однообразным. Это его собственное драгоценное открытие, сравнимое - если искать аналог в нашем мире - с открытием колеса, огня и теории относительности - и даже важнее, потому что без колеса, огня и Эйнштейна люди как-то жили, а он без пелёнки, без смыслов жить не может.
    А мы хотим просто взять и забрать её, пусть даже предложив взамен все сокровища мира. Сокровища? Для него они ещё ничего не значат.
    Марианна:
    "нужно положить одеяло чуть-чуть выше, чтобы немного расширить обзор. Пелёнку можно повесить на спинку кровати, чтобы Даня поворачивал голову и искал её. Можно сшить для него две разноцветные пелёнки-тряпочки - чтобы учился различать цвета, или две тряпочки из разной материи - для новых осязательных ощущений - и так далее - главное, сделать из пелёнки мост в наш мир. Может быть, прежде, чем он обратит внимание на что-то ещё, уйдёт полгода, может быть - год, может быть - ещё больше. Очень важно, чтобы нас самих действительно, взаправду интересовала его игра. Только тогда он войдёт в контакт с нами. Тогда он снова начнёт верить в жизнь. Тогда он сможет открыть мир других людей и предметов".


    4.
    «Хочу стать невидимым драконом»
    Миша Громов

    У Миши есть брат Шура. Шуре 13 лет, у него аутизм и тугоухость 4 степени – почти глухота.

    В прошлом году мы много рисовали. Шура рисовал неописуемо прекрасных кошек с круглыми глазами. Кошка начиналась с линии ушей, потом линия плавно переходила к спине – без отрыва от бумаги. Будто он не рисовал, а обводил. Ещё Шура изображал людей с руками-крыльями. Откуда крылья? Это я показала Шурику, что рука — это не палочка-чёрточка, а — как бы это сказать — такая фигура из двух параллельных линий и пяти пальцев. В Шурином восприятии эта фигура расширяется, а пальцы — линия вверх-линия вниз, вверх-вниз и так пять раз — требуют такого сосредоточения, что куда уж обращать внимание на их толщину. Вот и выходит крыло. «Нам разум дал стальные руки-крылья, - распевала я, любуясь собой, Мишей и мамой Таней в шурином исполнении. - Жалко, «вместо сердца пламенный мотор» не изобразил».
    А весной мы ходили на этюды. На берегу купчинской речонки, спустившись почти к самой воде по крутому глинистому берегу, мы рисовали речку и противоположный берег. Шура рисовал речку не «пространственно» - как ряды прямых или волнистых линий, начинающихся за краем листа и уходящих за противоположный край. Река у него выглядела как кусок воды. Прямоугольный и ровный. Шура рисовал ту часть речки, которая была перед его глазами. Не больше и не меньше. То, что не помещалось в его зрительный диапазон, не имело никакого значения. Очень интересно.

    Миша:
     Маша, а давайте с тобой и с Шуриком поиграем в вопросы. Кто правильно ответит, тому очко.
     Хорошо. Только ты сможешь придумать вопрос, который можно задать Шурику?
     Ну да. Например: «Почему ты так рано встаёшь?» (шепотом: правильный ответ «потому что я иду в школу»)
     Миш, а ты когда-нибудь слышал от Шурика фразу типа «потому что я иду в школу»?
     (со вздохом) Нет. Но будем надеяться...

    5.
    Аня не видит, но очень любит звуки. Беру гитару. Провожу рукой по струнам. Аня улыбается. Прислоняю гитару к её груди, чтобы Аня почувствовала вибрацию. Нравится.
    Я ничего не говорю. Беру Анины руки и показываю:
    - Гитара вот такой длины.
    - Вот такой ширины. Левая рука - здесь. А правая - здесь.
    - Рука спускается по струнам. Встречается с другой рукой.
    - С этой стороны гитара гладкая.
    - А с этой - струны. Послушай, как звучат.
    - Почувствуй, как отдаётся звук с гладкой стороны.
    - Смотри, как гитарные бока плавно изгибаются.
    - Постучим по очереди. Я. Теперь ты.
    - А теперь проведи рукой по струнам. Сама.

    Фридл говорила, что не бывает бедных, неинтересных, скучных вещей. Каждая вещь - это мир. Из всего можно сделать всё. Научись только видеть и чувствовать.
    А мы с Аней открыли мир гитары.

    6.
    Коля Макаров, открывший тайну «всё-из-всего» - младший брат. Два его старших брата – аутисты. Бывает и так.

    Старшему -- семь.
    Младшему -- пять.
    Они абсолютно разные.
    Старший -- тёмный. На самом деле он светлый шатен, но сейчас я не вижу его и представляю только тёмные волосы. Глаза у старшего карие, широко открытые -- лихорадочные глаза.
    Младший -- светлый. Глаза зелёные.
    Старший похож на небольшое цунами или маленький Везувий. Он направлен наружу, в мир. Все свои бушующие страсти он тотчас выплёскивает на вас. У старшего подвижное лицо -- особенно удаётся ему выражение изумления и страдания.
    Младший похож на ровную поверхность Лох-Несса.
    Старший смотрит прямо на вас -- пристально и требовательно. Подходит вплотную и перебирает пальцами у вашего лица. Иногда он так заворожен этим змееобразным движением, что забывает о собеседнике. Подпрыгивает, щурится и тяжело дышит.
    У младшего ускользающий взгляд. Он смотрит на вас, только если вы не обращаете на него внимания. Иногда он наблюдает из-под прикрытых век. Но чаще глядит прямо, сквозь. Однако отлично схватывает мир боковым зрением.
    Старшему тесно в пространстве. Такое чувство, будто он хочет сбросить его с себя. Он налетает на стулья. Падает вместе со скамейкой. Стоит на цыпочках и, прищурившись, тревожно вглядывается в мир. Может вывалиться из окна первого этажа вместе с оторванной занавеской.
    Младший с пространством играет. Он виртуозно проскальзывает, просачивается и огибает. Он вызывает в моей памяти сказку о девочке, которая умеет ходить между струями дождя и остаётся совершенно сухой. Иногда вы видите, как он стоит на верхней ступеньке деревянной лестницы, ведущей на крышу. Смотрит прямо вперёд и легконько покачивается на носках. Вы бросаетесь к лестнице, чтобы помочь ему спуститься, а он равнодушно наблюдает, как вы лихорадочно пытаетесь засунуть его под мышку.
    Старший ищет общения с вами. Он изо всех сил обхватывает вашу шею руками или с размаху плюхается на колени - иногда вы от неожиданности теряете равновесие и падаете вместе с ним. Усевшись на вас, он наблюдает за движениями своих пальцев.
    Если ваше общество надоедает старшему, он с неожиданной силой рвётся из рук.
    Младший делает вид, что не замечает вас, особенно если вы хотите привлечь его внимание. Обычно он вступает в контакт в трёх случаях: если его заинтересует то, что вы делаете или держите в руках; если при помощи вас можно залезть НА ВЫСОТУ; и если вы МЕШАЕТЕ ЕМУ ЖИТЬ -- отнимаете, тащите, навязываете. Но младший может посидеть у вас на коленях -- особенно если вы будете слегка раскачиваться. Вы почти не чувствуете его веса. Однажды он заснёт, прислонившись к вам. Если вы не будете специально этого добиваться.
    Старший говорит. Его любимое слово -- нет. Он бурно дышит -- так, что весь наполняется воздухом, и произносит на выдохе:
    -- нет... нет... нет....
    Он весь -- обида, отчаянье и страстная решимость -- вытянут в струну, брови сдвинуты, углы рта опущены, ноздри раздуваются. Иногда старший произносит фразы. Например:
    -- сумочка не унитаз.
    Младший молчит. У него спокойное и сосредоточенное лицо -- временами оно кажется даже безмятежным. Иногда младший поёт без слов, чётко выдерживая ритм.
    Старший играет своим телом.
    Младший любит всё длинное: палочки, ложки, зубные щётки. Они годятся для того, чтобы выстукивать ритмы.
    Старший бунтует открыто. Он громко и настойчиво плачет. Быстро успокаивается, когда рядом никого нет. Старший во гневе шумен, прям и последователен. Дай -- успокоюсь. Его гнев направлен на вас, это способ связи.
    Младший плачет потому, что ему плохо. Потому что мир вдруг отказывается послушно течь. Его слёзы -- не бунт и не способ добиться своего, они нужны, чтобы заглушить боль. Младший во гневе страшен. Не дай вам Бог оказаться на его пути. Ему всё нипочём. Он исступлённо кусается, стучит ногами и сбрасывает на пол всё, что попадётся под руку. Дом похож на последствие Хрустальной Ночи.
    Успокаивается долго и тяжело.
    Старший уносит из дому только понятные вещи: например, сгущёнку. Ясно, зачем она нужна. Он захватывает её, используя прямой напор: подходит к полке и говорит сквозь вдохи:
    -- сгущёнка... сгущенка... сгущёнка.
    Он хватает банку у всех на глазах, ясно сообщая вам: мне нужна сгущёнка -- дай. Вы отнимаете её, он рыдает, но быстро утешается. Значит, не судьба. Вы -- не дали -- ему -- банку. Он потерпел поражение в борьбе с вами. Вы сильнее. Старший это понимает.
    Младший может и унести, и принести. Он появится на кухне с чайной ложечкой или кочаном капусты, прижатым к груди. Унесёт все ножницы. Ловко возьмёт острый нож, чтобы постучать им по столу. Он проскальзывает мимо, и вы не замечаете пропажи. Вы можете случайно увидеть его на улице с вашей последней открывашкой. Младший не пробует убежать от вас. Вы для него не существуете. Существует только нужная прекрасная вещь. В их диалоге вам нет места. Не вмешивайтесь.
    Старший врывается к вам, как буря. Он проносится мимо вас и исчезает в комнате. Вы идёте следом и обнаруживаете его на вашей кровати под одеялом.
    -- Слезай, -- говорите вы. -- Это моя.
    -- ...нет... нет... -- говорит старший и тянет на себя одеяло.
    После недолгой борьбы старший водворён на кухню.
    Если вы не видели младшего, это значит, что скорее всего он уже в комнате. Последствия зависят от его настроения. Совет: не лезьте под горячую руку.
    Старший больше похож на собаку. Будьте дружелюбны, тверды, последовательны, терпеливы. Попадите в настроение.
    Младший -- на кошку. Будьте тактичны, неторопливы, наблюдательны. Попадите в ритм.
    Нет смысла выбирать между миром старшего и миром младшего. Подозреваю, что это один и тот же мир.
    В мире вообще много всего разного.




    7.
    Диалог

    - Так нельзя говорить?
    - Да нет, можно, только зачем.
    - Я буду себя вести как хочу.
    - Я тоже. Сними ноги со стола.
    - Я психую. Нельзя психовать?
    - Можно.
    - Нет, не надо психовать. Успокойте меня. Вот так.
    - Разложи картинки.
    - Я вам буду подавать по одной.
    - Ладно, давай по одной. Поставь крышку стола на место. Глянь, что
    тут нарисовано?
    - Подождите... подождите... Долго подождите.
    - Что же тут нарисовано, а?
    - Возьмите у меня картинку. Вытяните, чтоб я почувствовал.
    - Ты сначала скажи, а потом я вытяну.
    - Это мужчина.
    - Да, мужчина, а кто он? Кем работает?
    - Работником.
    - Ну ладно, где работает?
    - На работе. Это я пошутил. Смешно?
    - Не очень. Ты смешнее иногда шутишь.
    - Пересмотрите меня. Я вас пересмотрю.
    - А это что у мужчины в руке?
    - Подождите... Подождите... Долго подождите. Я себя буду вести,
    как хочу.
    - Так что в руке-то?
    - Я пылинку с вас сниму.
    - Спасибо. Зачем ему гаечный ключ?
    - Для безопасности.- Можно мять картинку?
    - Нежелательно... Вынь закладку.
    - Можно я её с собой возьму?
    - Можно, она мне не нужна.
    - В пакет положу.
    - Как ты их вообще поднимаешь, твои пакеты? Они же весят...
    - Пошутите со мной!
    - Как?
    - Вот так. Смешно я лицо сделал? (с воодушевлением ) - Это самолёт, на него можно сесть и улететь куда глаза глядят. (подумал) В далёкие края...

    8.
    Гул шагов во дворах, ожидания, пробки,
    - Опоздаю на час. Передашь? Передам.
    Мы построили город из картонной коробки,
    Неизвестный, но Паша сказал - Амстердам.

    Мы построили улицы в тесном пространстве,
    За стеной, затихая, звонил телефон,
    Из открыток и клея, гуаши и странствий
    Мы для нашего города сделали фон.

    Вот и стены закончены. Я торжествую.
    - Маша, красная краска! Я сделал костёр!
    Из чего бы построить теперь мостовую?
    - Мостовую - из губок, - сказал волонтёр.

    Мы достали мелки и раскрасили шпили,
    -Маша, где пластилин? - Мне не дали мелка!
    Из солёного теста деревья слепили,
    А потом, как Антон предложил, облака.

    Это было во время родительской группы,
    Во дворе водосточные звякали трубы,
    И сверкали тяжелые струи дождя,
    Грохотали, с небес устремлялись лавиной.

    Мы построили город за час с половиной,
    И забыли его на столе, уходя.

    9.
    Аня М.
    Алжир

    Алжир находится в Северной Африке. Он французской колонией был, но французов там немного, там говорят все по-арабски и по-местному и проповедуют Ислам, то есть мусульмане. То есть свинину не едят, и не только в Рамадан.
    А ещё у них пески движутся!! Что это значит, я не знаю, но подозреваю, что это очень опасно! Поэтому алжирцам ужасно сложно выращивать финиковые пальмы, а без них они не могут жить! Так что цените, что вы живёте в России, а не в Алжире с замкнутым кругом этаким!

    10.
    И почти последнее:
    (запись из весны 2007 года)

    Проверяю - можно ли шесть часов подряд прозаниматься с аутистами,
    не имея ничего, кроме коробки пластилина. (это мне не даёт покоя Елена Макарова). Можно, но сложно. Но мне всегда сложно. И всегда - точечные удачи среди моря ошибок. Девочка, которая "не лепит никогда" слепила огурцы, помидоры и стакан с лимонадом. Мальчик сделал колёса для пластилиновой машины. Артур отвлёкся от поездов метро и слепил грядки с картошкой. Согнул брикет: "это горка". Вика из Америки слепила семью: мама, на груди у которой уютно свернулись крошечные младенцы.
    Но сколько ошибок. Сколько "не достучалась", "не догадалась", "не заинтересовала".
    Трудно перестать быть Педагогом-Дефектологом. Забыть про Карточки и Развивающие игры. Не принуждать. Не усаживать. Не лезть. Не навязывать. Просто делать мир вместе с ними - чтобы там была машина для Игоря, день рождения и пластилиновый торт для Вики, трамвай с шестью колёсами для Артура, шоколад на тарелке для Наташи.

    И тогда получится. Но не сразу. Что у тебя сразу получается? А ничего.
    Мои шаги - настоящие шаги или крошечные? Я хорошо работаю или плохо? Правильно-неправильно? Проявится ли что-нибудь через неделю, полгода, год?
    Почему я так ненавижу заставлять? Я не могу заставлять, не умею. Если он не хочет? А если он никогда не хочет?
    Терпи, не навязывайся, сиди рядом. Просто побудь с ним. Или оставь его одного. Лепи его мир. А какой у него мир? Палочки? Машины? Он любит шуршать жалюзями. Лепи жалюзи. Как? Придумай.
    Если он захочет - сам подойдёт к тебе.

    11.
    Дорогая Лена!
    Простите меня за такое непомерно длинное письмо.
    Главная цель его, кроме большого (отсюда до Иерусалима) СПАСИБО, сказать, что у Фридл есть ещё одна ученица. Может, не очень хорошая ученица, ошибается всё время и не может с собой совладать, но счастливая ученичеством.

    Маша Беркович
    9 июня 2009 г.
    Детская творческая студия "Арт-багаж"
    Воображение важнее, чем знание... (А. Эйнштейн)
    Наташа
    Аватара пользователя
    Nataliia Datsenko
    Администратор
     
    Сообщения: 1957
    Зарегистрирован: Вс апр 06, 2008 3:50 pm
    Откуда: Kyiv, Ukraine

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение Кира » Чт дек 03, 2009 11:59 pm

    На книжной выставке Non-fiction, которая проходит 2-6 декабря в ЦДХ на Крымском Валу в Москве, можно найти книгу Марии Беркович "Нестрашный мир", изд-во Спб, Сеанс, 2009. Стенд К11 (Порядок слов).
    Изображение
    Изображение
    Изображение
    Аватара пользователя
    Кира

     
    Сообщения: 109
    Зарегистрирован: Вт июл 01, 2008 9:43 am
    Откуда: Москва, Юго-Западная

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение Елена Макарова » Пт дек 04, 2009 12:03 am

    Кирочка, спасибо!
    Радуюсь за Машу!
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение Кира » Пт дек 04, 2009 12:17 am

    Елена Макарова, совершенно неожиданно увидела эту книгу. И тоже порадовалась и за Машу (что печатается), и за себя (что приобрела эту книжку).
    Аватара пользователя
    Кира

     
    Сообщения: 109
    Зарегистрирован: Вт июл 01, 2008 9:43 am
    Откуда: Москва, Юго-Западная

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение lenin » Пн авг 23, 2010 10:16 pm

    Я прочитала эту книгу.
    Nattily ! ;-D Спасибо тебе за продоставленную возможность!
    Дорогая Елена Макарова ! Я очень надеюсь , что Вы тоже имели возможность прочитать " Нестрашный мир" , поскольку фраза "у Фридл есть ещё одна ученица" после прочтения этой книги принимает не то что объем , а и цвет, и запах....
    Прочтение книги занимает один день.
    С утра .До вечера.
    А потом - думать.
    Как это возможно? 24 года ( или сколько это Маше сейчас? ) - и такие мысли , поступки , слова...
    Мой реальный круг общения довольно ограничен.Я не имею практического опыта общения с детьми ( да и не детьми тоже ) , у которых проблем больше , чем "невроз " , " гиперактивность" и " он меня не слушает"...
    Я надеюсь , что Маша каким-то образом окажется на нашем форуме.
    Её опыт - это такая ВЕЩЬ! , которую не приобретешь ни за какие деньги. Только - за свои убеждения.Я не знаю , как по другому это написать....
    Особенно потрясли эпизод с театральной постановкой и эссэ про нянечек.Пожалуй , я пересмотрю свою позицию по отношению к детсадовской Олиной няне! :yes:
    Семен- 27.07.98, Миша -08.12.02,Оля -18.03.07.
    Аватара пользователя
    lenin

     
    Сообщения: 725
    Зарегистрирован: Вт май 06, 2008 6:20 am
    Откуда: Харьков

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение Елена Макарова » Пн авг 23, 2010 10:46 pm

    Да, изумительная книга. Маша была в Москве на семинаре и у нас в Хайфе со своим отцом, она необыкновенная во всех смыслах девушка. Дореволюционный Питер. Словно бы не было 1917 года. Понимание, сострадание, недевушкинская серьезность.
    Напиши ей, пожалуйста, она будет очень рада.


    berkovich maria <anaris2@yandex.ru>
    Аватара пользователя
    Елена Макарова

     
    Сообщения: 50606
    Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 2:42 am
    Откуда: Иерусалим-Москва

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение lenin » Пн авг 23, 2010 11:00 pm

    Дорогая Елена Макарова!
    Спасибо! Обязательно.
    Семен- 27.07.98, Миша -08.12.02,Оля -18.03.07.
    Аватара пользователя
    lenin

     
    Сообщения: 725
    Зарегистрирован: Вт май 06, 2008 6:20 am
    Откуда: Харьков

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение Ninanina » Сб сен 18, 2010 4:57 pm

    Такое удивительное письмо...
    Меня зовут Нина
    Дети : Викуля 5 лет, Сашенька 3 года.(Теперь 10 и 8) А теперь 17 и 15
    Аватара пользователя
    Ninanina

     
    Сообщения: 257
    Зарегистрирован: Вт сен 07, 2010 5:27 pm
    Откуда: Санкт-Петербург

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение lenin » Сб сен 18, 2010 7:52 pm

    Ninanina! ;-D
    Почитай " Нестрашный мир" ! :yes:
    Дорогая Елена Макарова! ;-D
    Я ж таки написала! И ответ получила! Все - как Вы и говорили!Она очень рада , что книга - читается.И вообще - наш человек :yes: ;-D .Только говорит , что не знает , что такое он-лайн семинары.Да и от форумского общения далека.Жаль , конечно...
    Семен- 27.07.98, Миша -08.12.02,Оля -18.03.07.
    Аватара пользователя
    lenin

     
    Сообщения: 725
    Зарегистрирован: Вт май 06, 2008 6:20 am
    Откуда: Харьков

    Re: Письмо Маши Беркович

    Сообщение Lulia Tolkacheva » Пт ноя 12, 2010 9:32 pm

    Могу подписаться под каждым словом Lenin. Книжка замечательная. И Маша замечательная, и мне показалось, она не любит когда ее слишком хвалят. Спасибо, если бы Наташа не опубликовала это письмо, я бы никогда не узнала про Машину книжку. Пожалуйста, прочитайте ее. Получите огромное удовольствие. Я написала в издательство Сеанс и они мне из Питера передали книжку в Москву.
    Аватара пользователя
    Lulia Tolkacheva

     
    Сообщения: 1086
    Зарегистрирован: Пт окт 08, 2010 2:02 pm

    След.

    Вернуться в Личные страницы Елены Макаровой



    Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4